Дело № 2-7515/2024
45RS0026-01-2024-009886-76
PЕШЕHИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2024 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Аброськина С.П.,
при секретаре Лейченок Д.Д.,
с участием представителя истца прокурора города Кургана – помощника прокурора Шостовой К.С., действующей на основании удостоверения,
представителя третьего лица ООО «Курганская управляющая компания» - Подшиваловой Э.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ООО «Курганская управляющая компания» о возложении обязанности,
установил:
прокурор города Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ООО «Курганская управляющая компания» о возложении обязанности, указав в обоснование измененных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исковых требований, что в ходе рассмотрения информации ПАО «Курганская генерирующая компания», прокуратурой города Кургана выявлен факт непринятия ООО «Курганская управляющая компания» мер по устранению нарушений федерального законодательства при управлении многоквартирным домом, так ООО «Курганская управляющая компания» не введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета горячего водоснабжения (далее - ГВС) в многоквартирном жилом доме № <адрес> в г. Кургане. Просит суд возложить на ООО «Курганская управляющая компания» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему иску в законную силу обеспечить ввод в эксплуатацию общедомового узла учета ГВС, установленного в многоквартирном доме № по <адрес> в г. Кургане.
В судебном заседании представитель истца прокурора города Кургана – помощник прокурора Шостова К.С., действующая на основании удостоверения, на удовлетворении заявленных измененных исковых требований настаивала по доводам, изложенным в измененном исковом заявлении, пояснив, что истец возражает против предоставления ответчику рассрочки по причине ее необоснованности.
Представитель ответчика ООО «Курганская управляющая компания», действующая по доверенности Подшивалова Э.А. в судебное заседании не оспаривала требования прокурора, полагала их законными, подлежащими удовлетворению, при этом заявила ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок – четыре месяца в связи с необходимостью проведения мероприятий по устранению неисправностей приборов учета.
В судебное заседание представитель третьего лица ПАО «Курганская генерирующая компания» не явился, в представленном письменном отзыве полагал, что требования прокурора законные, обоснованные, просил их удовлетворить в полном объеме.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Установлено, что управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Курганская управляющая компания», что подтверждается скрин-шотом портала ГИС ЖКЖ, договором управления многоквартирным домом, ответом Государственной жилищной инспекции Курганской области от 24 июня 2024 года на запрос суда.
Согласно акту проверки от 1 ноября 2023года, по адресу: <адрес>, составленному ПАО «Курганская генерирующая компания» по вопросу горячего водоснабжения, у потребителя на данном объекте прибор учета не функционирует. Представитель потребителя ознакомлен с актом 21 января 2021 года, о чем имеется подпись.
В соответствии с письмом ПАО «Курганская генерирующая компания» от 9 февраля 2024 года в многоквартирном жилом доме по адресу, <адрес> не введены в эксплуатацию приборы учета горячего водоснабжения, что также подтверждается приложенным к письму списком многоквартирных домов с неисправными общедомовыми узлами учета тепловой энергии и горячей воды.
В силу 1 и 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 ст. 161 ЖК РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
На основании ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 5 Правил № 491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
На основании подп. «и» и «к» п. 11 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила 170).
В силу п. 5.1.2 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
На основании ст. 161 ЖК РФ и п. 16 Правил № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктами 16 и 17 Правил № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из ст. 158 ЖК РФ, п.п. 28 и 31 Правил № 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 июля 2012 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) является обязанностью управляющей организации в силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил № 491.
Вместе с тем, в нарушение требований жилищного законодательства ООО «Курганская управляющая компания» не принимает мер по устранению нарушений федерального законодательства при управлении многоквартирным домом № по <адрес> в г.Кургане, не вводит в эксплуатацию приборы учета горячего водоснабжения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств устранения выявленных нарушений.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, при отсутствии доказательств того, что установленный в многоквартирном доме № по <адрес> в г.Кургане общедомовой узел учета ГВС введен в эксплуатацию, измененные исковые требования прокурора города Кургана основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Согласно ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Суд признает доводы представителя ответчика, указываемые в отзыве на исковое заявление об отсрочке исполнения решения суда сроком на 3 месяца заслуживающими внимания, принимая во внимание необходимый срок для выполнения работ, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения решения суда в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования– удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Курганская управляющая компания» (ОГРН: 1184501000640, ИНН: 4501218380) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомового узла учета ГВС, установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Курганский областной суд через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья С.П. Аброськин
Решение суда в окончательной форме составлено 20 августа 2024 года.