Судья: Михеева Е.Я. Дело № 33а-6301/2024
УИД: 63RS0029-02-2023-009684-07
Дело № 2а-442/2024 (2а-12149/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сивохина Д.А., Чирковой Е.А.,
при секретаре – Павлове К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Галимзянова С.С. и апелляционному представлению исполняющего обязанности транспортного прокурора Куйбышевской транспортной прокуратуры Лащенко В.В. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 января 2024 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителей заинтересованного лица -Куйбышевской транспортной прокуратуры – Загаринской И.А., Гиниятовой Т.Д. (по доверенностям) поддержавших доводы апелляционного представления, возражения представителя Самарской таможни Ерофеевой Т.Д. (по доверенности) на доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самарская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Галимзянову С.С. о взыскании задолженности по утилизационному сбору.
В обоснование заявленных требований указано, что Галимзяновым С.С. на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь ввезено транспортное средство <данные изъяты> года выпуска. Размер утилизационного сбора в размере 5 200 руб. рассчитан Галимзяновым С.С. самостоятельно, однако в ходе проверки Самарской таможней установлено, что размер утилизационного сбора рассчитан неверно ввиду неправильного применения коэффициента, в связи с чем в его адрес направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме. В добровольном порядке в установленный законом срок уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора Галимзяновым С.С. не исполнено, судебный приказ о взыскании с него задолженности по утилизационному сбору отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, с учетом уточнений (л.д.106-107), просил суд взыскать с Галимзянова С.С. в пользу Самарской таможни сумму утилизационного сбора в размере 116 800 руб., пени в размере 30 221,98 руб. за период с 30 декабря 2021 г. по 15 января 2024 г., пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено. С Галимзянова С.С. в пользу государства взыскан утилизационный сбор в размере 116 800 руб., пени в размере 30 221,98 руб., всего - 147 021,98 руб., также взысканы пени за неуплату утилизационного сбора за каждый день просрочки в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора, что составляет 116 800 руб., в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора, за период, начиная с 16 января 2024 г. по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно и государственная пошлина в размере 4 140 руб.
В апелляционной жалобе Галимзянов С.С. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.
В апелляционном представлении исполняющий обязанности транспортного прокурора Куйбышевской транспортной прокуратуры Лащенко В.В. также ставит вопрос об отмене решения как незаконного, указав, что взыскание с Галимзянова С.С. дополнительных сумм утилизационного сбора по коэффициенту, установленному пунктом 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291, а также начисления пени за просрочку их уплаты, противоречат действующему законодательству.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии представители Куйбышевской транспортной прокуратуры – Загаринская И.А., Гиниятова Т.Д. (по доверенностям) доводы апелляционного представления поддержали, просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в представлении.
Представитель Самарской таможни - Ерофеева Т.Д. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Также указанным Постановлением утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Настоящие Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 Правил, уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором, четвертом (в части лиц, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 5).
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты установлен разделом 2 Правил.
Согласно пункту 15(1) раздела 2 Правил в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что Галимзяновым С.С. на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь ввезено транспортное средство для личного пользования <данные изъяты>VIN №), 2017 года выпуска, относящееся к категории – M l, двигатель: электродвигатель – <данные изъяты>, синхронный электродвигатель с постоянным магнитом (л.д.14,18, 19-21).
29 декабря 2021 г. Галимзяновым С.С. произведен расчет утилизационного сбора как для транспортного средства категории М1 в размере 5 200 руб. исходя из базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора – 20 000 руб. х коэффициент суммы утилизационного сбора – 0,26 в соответствии с пунктом 3 раздела I Перечня «Транспортные средства, ввозимые физическим лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя» (л.д. 16-17).
29 декабря 2021 г. Галимзянов С.С. обратился в Самарскую таможню с заявлением о принятии к уплате утилизационного сбора за ввезенное им транспортное средство, приложив к заявлению пакет документов, состоящий из паспорта гражданина Российской Федерации, свидетельства ИНН, договора купли-продажи, справки счета, техпаспорта автомобиля, фотографии автомобиля, квитанции об уплате утилизационного сбора, расчета суммы утилизационного сбора, ЭПТС (л.д. 14 – 22).
По таможенному приходному ордеру № ТС-2446046 начислен и списан в Федеральный бюджет утилизационный сбор в размере 5 200 руб. (л.д. 13).
Установлено, что Самарской таможней проведены проверочные мероприятия в отношении транспортных средств категории М1 с электродвигателями, по которым уплата утилизационного сбора произведена в 2021 г. по коэффициентам, установленным пунктом 3 раздела I Перечня, по результатам которых установлено, что размер утилизационного сбора рассчитан Галимзяновым С.С. неверно, а именно: неверно применен коэффициент расчета утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство <данные изъяты> с электродвигателем, обнаружен факт неполной уплаты утилизационного сбора.
7 апреля 2023 г. в адрес Галимзянова С.С. направлено уведомление № 03-03-17/09324 о необходимости уплаты утилизационного сбора в полном объеме, которое 15 апреля 2023 г. получено Галимзяновым С.С. и в добровольном порядке в установленный законом срок не исполнено (л.д. 23 – 27).
25 августа 2023 г. Самарская таможня в связи с неуплатой Галимзяновым С.С. утилизационного сбора обратилась к мировому судье судебного участка № 94 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по утилизационному сбору.
31 августа 2023 г. мировым судьей судебного участка № 94 Автозаводского судебного района г. Тольятти вынесен судебный приказ о взыскании с Галимзянова С.С. задолженности по уплате утилизационного сбора и пеней, который отменен 22 сентября 2023 г. в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 29).
С административным исковым заявлением Самарская таможня обратилась 6 октября 2023 г., то есть в течение установленного законом срока (л.д. 32).
Разрешая административный спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что ввезенный административным ответчиком автомобиль обладает исключительно электродвигателем, в связи с чем к нему не применим коэффициент, установленный пунктом 3 раздела I Перечня, поскольку указанное транспортное средство не имеет двигателя, обладающего характеристиками объема двигателя, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении административного иска и взыскании с административного ответчика заявленных сумм.
Приходя к данным выводам, суд принял во внимание представленные административным истцом лингвистическое исследование от 9 ноября 2023 г., выполненным экспертом Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, а также разъяснения Института транспортных систем ФГБОУ Высшего образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева» от 27 октября 2023 г. и государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» от 11 октября 2023 г.
Отклоняя доводы прокурора Куйбышевской транспортной прокуратуры относительно принятой 31 июля 2023 г. новой редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291, согласно которой размер утилизационного сбора для транспортных средств с электродвигателями, ввозимыми физическими лицами, определяется с учетом пониженных коэффициентов, суд исходил из того, что новая редакция указанного выше постановления к спорным правоотношениям не применима, поскольку постановление не является федеральным законом и внесенные в него изменения не имеют обратной силы закона.
Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Действительно, согласно технических характеристик, ввезенное Галимзяновым С.С. транспортное средство, является электромобилем и рабочий объем его двигателя отсутствует.
При этом данное транспортное средство ввезено административным ответчиком как физическим лицом для личного пользования и на дату его ввоза в Российскую Федерацию срок эксплуатации автомобиля с даты выпуска составляет более трех лет.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню № 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств равна 20 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291, действующей на момент ввоза спорного автомобиля, установлены следующие коэффициенты для конкретной категории машины, исходя из года ее выпуска:
- транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой – коэффициент 1,63 или 6,1;
- транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя – коэффициент для новых автомобилей 0,17 или 0,26 для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет.
В пункте 2 Перечня содержится классификация транспортных средств с рабочим объемом двигателя.
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Из системного толкования положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами, поскольку уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и колесных машин.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в постановлениях от 31 мая 2016 г. № 14-П, от 5 марта 2013 г. № 5-П, от 14 мая 2009 г. № 8-П, от 28 февраля 2006 г. № 2-П в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления. При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер. В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
С учетом изложенного, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов. Все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, основания его взимания не определяются таможенным законодательством, а таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств, при этом нормативные правовые акты, определяющие основания и порядок взимания утилизационного сбора, не ставят применение закрепленного в пункте 3 раздела I Перечня № 1291 соответствующего коэффициента к транспортным средствам, ввозимым физическими лицами для личного использования, в прямую зависимость от декларирования или недекларирования такого автомобиля в качестве ввезенного для личного использования.
Так, установленная Постановлением № 1291 классификация в соответствии с разделом I Перечня отдельно относила транспортные средства с электродвигателями в п.1 Перечня, а транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя в п.3 Перечня, что создавало неопределенность его применения.
Более того, 31 июля 2023 г. принята новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации № 1291, согласно которой транспортные средства с электродвигателями, ввозимые физическими лицами для личного пользования, также включены в п. 3 Перечня, и, соответственно, коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении таких автомобилей также предусматриваются ниже, чем по пункту 1 Перечня, а именно 0,17 (для новых автомобилей) и 0,26 (для автомобилей старше 3 лет).
При этом, в пункте 1 Перечня также как и в предыдущей редакции содержится указание на транспортные средства с электродвигателями, а пункт 2 Перечня в новой редакции так же как и его предыдущая редакция содержит в себе классификацию транспортных средств с рабочим объемом двигателя.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, приняв новую редакцию Постановления № 1291, в которой транспортные средства с электродвигателями, ввозимые физическими лицами для личного пользования, включены в п. 3 Перечня, фактически конкретизировал порядок исчисления утилизационного сбора для таких автомобилей, тем самым устранив все сомнения в толковании порядка исчисления утилизационного сбора в отношении транспортных средств с электродвигателями, ввозимых физическими лицами для личного пользования.
Учитывая изложенное, а также исходя из положений статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1291, а также принимая во внимание предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, судебная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом деле утилизационный сбор подлежит расчету исходя из коэффициента 0,26, применяемого для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного использования вне зависимости от объема двигателя (пункт 3 Перечня № 1291) (20 000 x 0,26), в связи с чем, сумма утилизационного сбора за ввезенный Галимзяновым С.С. автомобиль составляет 5 200 руб., который им и уплачен 30 июля 2021 г.
Таким образом, административным ответчиком обязанность по уплате утилизационного сбора исполнена до обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
При этом следует отметить, что письма Минпромторга России и Приволжского таможенного управления, которыми руководствовались при доначислении утилизационного сбора должностные лица Самарской таможни, не содержат разъяснений законодательства, носят рекомендательный характер и не могут обуславливать наступление правовых последствий для административного ответчика в данном случае при изложенных выше обстоятельствах.
Более того, применяя к физическим лицам (плательщикам сбора) до 1 августа 2023 г. повышенный коэффициент для транспортных средств, оснащенных электродвигателями, таможенный орган фактически ставит в неравное положение таких лиц с теми, кто ввозит транспортные средства после 1 августа 2023 г., возлагая на бюджет бремя несения возможных расходов, предусмотренных статьей 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Выводы суда о том, что Постановление Правительства Российской Федерации № 1291 в редакции от 31 июля 2023 г. не может быть применено к спорным правоотношениям также являются ошибочными, поскольку согласно части 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, а также возможность применения закона, устанавливающего дополнительную гарантию защиты прав плательщиков сборов, нормы указанного выше постановления в редакции от 31 июля 2023 г., устраняющие неопределенность в выборе коэффициента для транспортных средств, оснащенных электродвигателем для личного пользования, подлежат применению и к правоотношениям, существующим в предшествующий период.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования административного иска не подлежали удовлетворению, соответственно решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований Самарской таможни к Галимзянову С.С. о взыскании утилизационного сбора и пени.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 января 2024 года отменить, принять по делу новый судебный акт которым административное исковое заявление Самарской таможни к Галимзянову С.С. о взыскании задолженности по утилизационному сбору оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу и апелляционное представление удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –