Копия Дело № 2-405/2024
32RS0008-01-2024-000206-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дятьково 21 марта 2024 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Чернигиной А.П.,
при секретаре Захаровой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Рубанова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию г. Дятьково «Коммунальное хозяйство» (далее - МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство») о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дятьково обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, установлен факт отсутствия оценки и технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием шириной 7 м по ул. Онохина в г. Дятьково Брянской области, протяженностью 0,65 км, являющуюся собственностью муниципального образования «г. Дятьково», переданную в оперативное управление МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство», на которое возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и организация содержания указанной автомобильной дороги в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, что влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог.
Бездействие в данной сфере нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, в связи с чем, прокурор г. Дятьково просит суд обязать МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство» в срок до 31.12.2024г. провести оценку технического состояния и паспортизацию вышеуказанной автомобильной дороги.
В судебном заседании старший помощник прокурора Рубанов М.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, исковые требования признали в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Дятьковского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав старшего помощника прокурора Рубанова М.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По делу установлено и подтверждено документально, что МО «г. Дятьково» является собственником автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Онохина г. Дятьково Брянской области, протяженностью 0,65 км.
Данная автомобильная дорога на основании закона Брянской области №34-З от 26.03.2007г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Большежуковское сельское поселение», «Немеричское сельское поселение», «поселок Бытошь», «поселок Старь», поселок «Ивот», город «Дятьково» и муниципальным образованием Дятьковский район», в границах которого они образованы, является муниципальной собственности МО «г. Дятьково».
В 2006 году на основании постановления Дятьковской городской администрации от 08.08.2006г. №545 было образовано МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство».
Согласно уставу, МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство» предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество.
Данное предприятие является коммерческой организацией.
Имущество предприятия находится в муниципальной собственности.
Предприятие создано в целях осуществления производственно-хозяйственной деятельности на территории МО г. Дятьково.
Для достижения указанных целей одним из видов деятельности предприятия является проведение в установленном порядке работ по ремонту городских дорог собственными силами и по договорам с подрядными организациями.
Судом установлено, что на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, автомобильные дороги, проходящие на территории МО «г. Дятьково», включая автомобильную дорогу по ул. Онохина, протяженностью 0,65 км переданы в оперативное управление МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство».
Постановлением администрации Дятьковского района от 03.08.2018г. №923 утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах МО «г. Дятьково».
Согласно данному Порядку, организация содержания автомобильных дорог, выявления нарушений их содержания, а также обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство».
В рамках проведения поверки требований действующего законодательства дорожной деятельности и безопасности дорожного движения прокуратурой г. Дятьково было установлено, что диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог МО «г. Дятьково» в установленном порядке не проводится, документы технического учета дорог и дорожных сооружений не ведутся, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию автомобильных дорог и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8.11.2007г. № 257-ФЗ) установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 9 статьи 6 указанного Федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012г. №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05.02.1982г., все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В паспорт дорог и документы технического учета ежегодно вносятся изменения по состоянию на 1 января (п.1.2, 2.9 Типовой инструкции).
Аналогичные нормы закреплены в п.п.4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016г. № 1004-ст.
В соответствии с п.п. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7.08.2020г. №288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
В судебном заседании помощник прокурора пояснил, что проведение оценки технического состояния и паспортизация автомобильных дорог входит в содержание данных дорог, обязанность по выполнению которого возложена на МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство». Вместе с тем, работы по оценке технического состояния и паспортизация автомобильных дорог не производятся.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм законодательства, признания иска ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на МКП г. Дятьково «Коммунальное хозяйство» в срок до 31.12.2024г. вышеуказанных обязанностей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Дятьково в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию г. Дятьково «Коммунальное хозяйство» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное предприятие г. Дятьково «Коммунальное хозяйство» (ОГРН 1063202007901, ИНН 3202010984) в срок до 31.12.2024г. провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием шириной 7 м по ул. Онохина, г. Дятьково Брянской области, протяженностью 0,65 км
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.
Председательствующий /подпись/ А.П. Чернигина
<данные изъяты> |
Мотивированное решение суда составлено 27 марта 2024 года.