Дело № 2-68/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Инсар 7 июня 2023 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Инсарского района Республики Мордовия Видманкина А.П., заместителя прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чибиркина Д.О.,
представителя ответчика администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия – Масеевой Л.С.,
ответчика Каменюка М.А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия,
при секретаре Москвитиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия, Каменюку Максиму Анатольевичу о признании договора аренды земель несельскохозяйственного назначения недействительным и применении последствий недействительной сделки,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия, Каменюку М.А. о признании договора аренды земель несельскохозяйственного назначения недействительным и применении последствий недействительной сделки. В обосновании исковых требований указав, что прокуратурой района в период с 07 ноября 2022 года по 18 ноября 2022 года в администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия (далее – администрация) проведена проверка соблюдения законодательства о землепользовании. Проверкой установлено, что по результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, категории – земли населенных пунктов, администрацией 27 сентября 2022 года заключен договор № 10 аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. с Каменюка М.А. Начальный размер годовой арендной платы вопреки п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ определен без оценки реальной рыночной стоимости в 1,5 % кадастровой стоимости участка, тогда как государственная кадастровая оценка утверждена более, чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
Просит признать недействительным договор аренды земель несельскохозяйственного назначения № 10 от 27 сентября 2022 года земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Возложить на Каменюка М.А. обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать в собственность администрации городского поселения Инсар земельный участок с кадастровым номером №. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права аренды Каменюка М.А. земельного участка с кадастровым номером № и взыскать с ответчиков государственную пошлину.
Представитель истца – заместитель прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чибиркин Д.О. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия Масеева Л.С. решение по делу оставила на усмотрение суда, пояснила, что при проведении аукциона был определен начальный размер годовой арендной платы. Размер платы был определен исходя из 1,5 % кадастровой стоимости, а не рыночной.
Ответчик Каменюка М.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно, надлежащим образом, о причинах невозможности явки в судебное заседание не известил и доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика Каменюка М.А., а также представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия.
Выслушав представителя истца - заместителя прокурора Инсарского района Республики Мордовия Чибиркина Д.О., представителя ответчика администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия – Масееву Л.С., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи случаев.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона (пункт 11 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 14 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственная кадастровая оценка – совокупность установленных ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗгосударственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.01.2006 № 7 утверждено Положение о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, в соответствии с которым Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия выполняет функции уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ.
Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 03.06.2021 № 56 принято решение о проведении в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Мордовия.
Государственная кадастровая оценка проводится одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории субъекта Российской Федерации земельных участков (п.п. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).
Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 21.09.2022 № 90 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Республики Мордовия. Указанный приказ вступил в законную силу 23.10.2022.
Предыдущие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия утверждены приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия № 42 от 27.11.2014.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Инсарского района Республики Мордовия в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о землепользовании в период с 07 ноября 2022 года по 18 ноября 2022 года в администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия установлено, что по результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, категории – земли населенных пунктов, администрацией 27 сентября 2022 года заключен договор № 10 аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>м. с Каменюка М.А.
Начальный размер годовой арендной платы в нарушение п. 14 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации определен без оценки реальной рыночной стоимости в 1,5 % кадастровой стоимости участка, поскольку государственная кадастровая оценка утверждена более, чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. По результатам проверки 12 декабря 2022 года главе администрации внесено представление об устранении нарушений, причин и условий им способствующих (л.д. 3-4).
Администрацией городского поселения Инсар 13 января 2023 года сообщено в прокуратуру района, что проведена работа по устранению выявленных нарушений, начальный размер арендной платы земельных участков в дальнейшем будет устанавливаться только на основании рыночной оценки (л.д. 5-6).
Постановлением главы администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 4 мая 2022 года № 76, земельному участку, общей площадью 828 кв.м., кадастровый №, присвоен следующий адрес: <адрес> (л.д.37).
Согласно выписки ЕГРН от 27 октября 2022 года земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 828 кв.м. поставлен на учет 19.04.2022, кадастровая стоимость 93 762 рубля 72 коп., правообладатель администрация городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 13-16).
Согласно договору аренды от 27 сентября 2022 года № 10 между администрацией городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия (арендодатель) и Каменюка М.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды составляет 20 лет с 27 сентября 2022 года по 26 сентября 2042 года (л.д.8-10).
Согласно приложению № 1 к данному договору аренды, годовая арендная плата установлена в размере 5 000 рублей (л.д.11).
Из акта приемки-передачи земельного участка следует, что земельный участок передан арендодателем арендатору 27 сентября 2022 года (л.д.12).
Открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка проведен на основании постановления главы администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 15 августа 2023 года № 138. Начальная годовая арендная плата за земельный участок с кадастровым номером № определена в размере 1406 рублей 44 коп., то есть 1,5 % его кадастровой стоимости, составляющей 93 762 рубля 72 коп., которая указана в выписке ЕГРН (л.д. 17-30).
Постановлением главы администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 15 сентября 2022 года № 162 утвержден протокол № 1 заседания комиссии по организации и проведению аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. Согласно данному постановлению по результатам проведенного аукциона администрацией городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия Каменюку М.А. предоставлен в аренду сроком на 20 лет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 828 кв.м. (л.д. 31-34).
В ходе судебного заседания сведения об определении начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» суду не представлены.
В соответствии с п. 12 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление от 23.06.2015 № 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Согласно п. 75 Постановления от 23.06.2015 № 25 применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Учитывая, что договор аренды от 27 сентября 2022 года № 10 земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика <адрес> площадью 828 кв.м., заключен с нарушениями процедуры аукциона (неверно определен начальный размер предмета аукциона), суд приходит к выводу о недействительности (ничтожности) вышеуказанного договора аренды.
В силу положений п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Оценивая доказательства в совокупности, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины.
Согласно положениям п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход государства подлежит взысканию госпошлина, размер которой с учетом подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей, т.е. по 150 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия, Каменюку Максиму Анатольевичу удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды от 27 сентября 2022 года № 10 земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>м., заключенный между администрацией городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия и Каменюком Максимом Анатольевичем.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки – возложить на Каменюка Максима Анатольевича обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать в собственность администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права аренды Каменюка Максима Анатольевича на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Взыскать с администрации городского поселения Инсар Инсарского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход Инсарского муниципального района Республики Мордовия в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Каменюка Максима Анатольевича государственную пошлину в доход Инсарского муниципального района Республики Мордовия в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий: В.Н. Адушкин