Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-489/2020 ~ М-124/2020 от 17.01.2020

Дело № 2-489/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 года                     г.Элиста

    Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи                     Буджаевой С.А.,

при секретаре                             Сангаевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Далюева Константина Батаевича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации проезда на лечение,

у с т а н о в и л:

    Далюев К.Б. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с 2011 года является <данные изъяты>, постоянно проживает в <адрес>; нуждается в постоянной пожизненной заместительной терапии почечных функций. За период с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 года получил постоянный программный гемодиализ в Элистинском филиале № 1 ООО «Северо-Кавказский Нефрологический Центр» в режиме 12 часов в неделю (3 раза в неделю по 4 часа). За указанный период им было получено 475 процедур. На поездку на процедуры из <адрес> в г. Элисту и обратно домой он несет расходы из личных средств. Указал, что в <адрес> отсутствует транспортное сообщение по автобусному маршруту какого-либо направления, в связи с чем он отправляется в Элисту с районного центра Кетченеровского района Республики Калмыкия – пос.Кетченеры на рейсовом автобусе. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия компенсацию проезда к месту лечения и обратно за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 года в размере 198 340 руб.

Истец Далюев К.Б. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Министерства здравоохранения РК Шевенов Р.Н. исковые требования не признал, указав, что с июня 2018 года действует Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия, согласно которой за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части расходов на проезд к месту лечения и обратно. Для осуществления бесплатной перевозки предусмотрен обязательный заявительный порядок. Вместе с тем Далюев К.Б. с заявлением об оказании услуг по транспортировке к месту получения сеансом гемодиализа и обратно не обращался.

Представитель третьего лица БУ РК «Кетченеровская районная больница» Эрендженов Б.С. просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на осуществление Больницей бесплатной перевозки пациентов к месту лечения и обратно.

Представитель третьего лица – Министерства финансов РК в суд не явились, представив письменные возражения, в которых просили отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в Республике Калмыкия с 2018 года организована бесплатная транспортировка пациентов, страдающих почечной недостаточностью, до места получения медицинской помощи и обратно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности.

Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу пункта 6 статьи 4 Закона об основах охраны здоровья граждан, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

Согласно пункта 2 статьи 9 Закона об основах охраны здоровья граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Закона об основах охраны здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Частью 1 ст. 81 Закона об основах охраны здоровья граждан предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с частью 2 статьи 83 Закона об основах охраны здоровья граждан финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия: на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 декабря 2016 года №1403; на 2018 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 декабря 2017 года №1492; на 2019 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 декабря 2018 года №1506, предусмотрено бесплатное оказание гражданам, в том числе специализированной медицинской помощи. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано утвердить территориальные программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на указанные периоды.

На территории Республики Калмыкия были разработаны Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия, согласно которым специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную территориальной программой ОМС.

В Перечне медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальных программ, указан Элистинский филиал № 1 ООО «Северо-Кавказский нефрологический центр».

Согласно п. 5.4.10 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия № 528 от 19 ноября 2013г., министерство осуществляет полномочия по оказанию населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи, в медицинских организациях Республики Калмыкия.

Учитывая, что получение бесплатной специализированной медицинской помощи в виде гемодиализа является государственной гарантией в рамках Территориальной программы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия, при которой органом здравоохранения не обеспечено и не соблюдается основополагающие принципы охраны здоровья, как приближенность к месту жительства, то транспортная доступность инвалида, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, Далюев К.Б. с 2011 года является <данные изъяты>, с 09 апреля 2013 года инвалидность установлена бессрочно; ему установлен клинический диагноз «<данные изъяты> (справка серии от 09 апреля 2014 года, справка ООО «Северо-Кавказский нефрологический центр» Элистинский филиал № 1 от 07 ноября 2019 года, выписка из амбулаторной карты Далюева К.Б.).

Следовательно, истец относится к категории граждан, указанных в ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178 от 17 июля 1999г., имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона.

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается то, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, три раза в неделю приезжает в г. Элисту из <адрес> для прохождения гемодиализа, т.е. к месту лечения, с 01 мая 2013 года в Элистинский филиал № 1 ООО «Северо-Кавказский Нефрологический Центр».

Таким образом, суд считает установленным, что истец с 01 мая 2013 года по настоящее время получает специализированную медицинскую помощь в Элистинском филиале № 1 ООО «Северо-Кавказский Нефрологический Центр», для получения которой прибывает из <адрес> на рейсовом автобусе, затрачивая на проезд личные средства. Проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой Далюеву Б.К. специализированной медицинской помощи, выезд к месту лечения в г.Элисту обусловлен невозможностью получения жизненно необходимого лечения по месту жительства.

Правительством Российской Федерации в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением от 08 декабря 2017 года №1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия 26 декабря 2017 года №469 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Калмыкия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - территориальная программа).

Территориальная программа включает в себя порядок организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно (приложение 13) (далее – Порядок), который определяет механизм организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, в целях оказания медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (пункт 1.1 Порядка).

Согласно пункту 1.2 Порядка к таковым относятся физические лица, нуждающиеся по медицинским показаниям в сеансах гемодиализа и являющиеся инвалидами 1-2 группы, детьми-инвалидами или признанные инвалидами с детства, и проживающие на территории районных муниципальных образований Республики Калмыкия, в которых отсутствуют медицинские организации, осуществляющие проведение сеансов гемодиализа.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в целях перевозки к месту получения сеансов гемодиализа и обратно пациент либо его представитель представляет в медицинскую организацию следующие документы: заявление по форме, утвержденной приказом Министерства; паспорт пациента и его копию; паспорт представителя пациента (в случае обращения представителя), доверенность представителя и ее копию; справку врачебной комиссии медицинской организации, в которой пациент получает сеансы гемодиализа, с указанием частоты и времени получения сеансов гемодиализа; документ, подтверждающий, что пациент является инвалидом 1 - 2 группы, ребенком-инвалидом или признан инвалидом с детства, и его копию; страховой полис пациента и его копию.

Таким образом, с 2018 года в Республике Калмыкия для осуществления бесплатной транспортировки от места проживания к месту проведения гемодиализа и обратно предусмотрен обязательный заявительный характер для пациента.

Согласно пункту 2.5 Порядка взаимодействие медицинских организаций при осуществлении перевозки пациентов к месту проведения сеансов гемодиализа и обратно утверждается приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия.

Во исполнение названного пункта приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 03 апреля 2018 года №338пр утверждены порядок взаимодействия медицинских организаций при осуществлении перевозки пациентов к месту проведения сеансов гемодиализа и обратно и график транспортировки пациентов страдающих почечной недостаточностью дл места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

В судебном заседании представитель ответчика Шевенов Р.Н. пояснил, что на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 03 апреля 2018 года №338пр между Министерством и БУ РК «Кетченеровская районная больница» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, во исполнение которого Министерством здравоохранения Республики Калмыкия 30 мая 2018 года переведены БУ РК «Кетченеровская районная больница» денежные средства на транспортировку пациентов, страдающих <данные изъяты>. Фактически перевозка пациентов, страдающих <данные изъяты>, от места проживания к месту проведения гемодиализа и обратно в Кетченеровском районе осуществляется с июня 2018 года.

Согласно пояснениям истца Далюева К.Б. с заявлением об оказании услуг по транспортировке к месту получения сеансов гемодиализа и обратно он никуда не обращался.

При таких обстоятельствах, учитывая, что бесплатная транспортировка пациентов от места проживания к месту проведения гемодиализа и обратно в Кетченеровском районе осуществляется с июня 2018 года, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия компенсации проезда на лечение из пос.Кетченеры Кетченеровского района до г.Элисты за период с января 2017 года по май 2018 года.

Оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации проезда на лечение из пос.Кетченеры Кетченеровского района до г.Элисты за период с 01 июня 2018 года по 31 декабря 2019 года не имеется.

Согласно письму за исх.№ 15 от 31 января 2020 года Далюев К.Б. за 2017 год получил 171 сеанс гемодиализа в Элистинском филиале № 1 ООО «Северо-Кавказский Нефрологический Центр», за 2018 год – 163 сеанса, за 2019 год – 141 сеанс.

Как следует из справки, выданной ООО «Калмавтовокзал» за исх.№002252, стоимость билета по маршруту «п.Кетченеры – г.Элиста», «г.Элиста – п.Кетченеры» с 01 мая 2016 года по 31 мая 2018 года составляла 250 рублей в одну сторону, с 01 июня 2018 года по настоящее время – 305 рублей.

Таким образом, размер подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца расходов на проезд подлежит исчислению следующим образом:

- за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 85 500 рублей из расчета: 171 процедура x 500 рублей (стоимость проезда по маршруту «п.Кетченеры – г.Элиста – п.Кетченеры» за указанный период);

- за период с января по май 2018 года в размере 32 500 рублей из расчета: 65 процедур (согласно расчету истца) x 500 рублей (стоимость проезда по маршруту «п.Кетченеры – г.Элиста – п.Кетченеры» за указанный период).

Таким образом, размер компенсации проезда на лечение составляет 118 000 рублей (85 500 рублей + 32 500 рублей).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

р е ш и л :

Исковые требования Далюева Константина Батаевича к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации проезда на лечение удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия за счет средств республиканского бюджета в пользу Далюева Константина Батаевича денежную компенсацию проезда к месту лечения и обратно за период с января 2017 года по май 2018 года в размере 118 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Судья                                     С.А. Буджаева

    

2-489/2020 ~ М-124/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Далюев Константин Батаевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Буджаева Светлана Александровна
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
17.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее