Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2022 года пос. Подосиновец Кировской области.
Подосиновский районный суд Киpовской области в составе председательствующего судьи Кокоулина В.А., пpи секpетаpе судебного заседания Гордеевой Ю.С., с участием прокурора Бушкова А.И., истцов Бобровой Е.А., Боброва В.А., pассмотpев в откpытом судебном заседании гpажданское дело № 2-233/2022 по исковому заявлению Бобровой Е.А. Боброва В.А. ФИО2, ФИО1 к администрации Демьяновского городского поселения об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
в обоснование исковых требований изложены следующие обстоятельства.
Боброва Е.А., Бобров В.А., их малолетние дети проживают в <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит соистцам на праве собственности. Жилой дом, в котором находится данная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Решением администрации городского поселения Бобровы признаны нуждающимися в жилом помещении.
Изложив данные обстоятельства, указав на то, что ответчик не принимает мер к расселению жильцов указанного дома, со ссылкой на положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, истцы потребовали обязать администрацию Демьяновского городского поселения в течение 9 месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу вне очереди предоставить им по договору социального найма иное равнозначное благоустроенное применительно к условиям поселка городского типа Демьяново жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте указанного населенного пункта.
В судебном заседании Бобров В.А. и Боброва Е.А., действующие в своих интересах и интересах их общих несовершеннолетних детей – ФИО1 и ФИО2, на исковых требованиях настаивали, привели доводы об опасности проживания в аварийном доме, пояснили, что иного жилья они не имеют.
Бобров В.А. пояснил, что указанный жилой дом является многоквартирным, часть квартир принадлежит гражданам, часть входит в состав муниципальной собственности и предоставлена гражданам по договорам найма. В настоящее время администрация Демьяновского городского поселения с предложениями о предоставлении иного равнозначного жилья к истцам не обращалась.
Бобров В.А. привел суждения о том, что положения ст. 57 ЖК РФ о порядке предоставления гражданам жилых помещений вне очереди не ставят в зависимость право граждан на внеочередное предоставление жилья от наличия у них права собственности на аварийное жилье.
Администрация Демьяновского городского поселения своего представителя в суд не направила, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве не привела возражений относительно заявленных истцами требований, суду сообщено, что ориентировочным сроком расселения <адрес> является период 2026-2029 годы.
Ответчиком в отзыве заявлено требование о предоставлении разумного срока для исполнения решения суда в случае удовлетворения рассматриваемого иска – 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании исковые требования поддержаны прокурором
Заслушав истцов Боброва В.А., Боброву Е.А., прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Одним из способов защиты нарушенного права является понуждение к исполнению обязательства (ст. 12 ГК РФ).
Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения, в числе прочих, относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения
по договорам социального найма; к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (ч. 3 ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения
по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (ч. 3 ст. 85 ЖК РФ).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое в соответствии со ст. 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ст. 87 ЖК РФ).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Бобров В.А. и Боброва Е.А. имеют общих несовершеннолетних детей, ФИО1 и ФИО2, которым в равных долях (по ?) на праве собственности принадлежит <адрес>.
Указанный многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу, что следует из Акта обследования указанного дома от 25 апреля 2018 года, заключения межведомственной комиссии от 25 апреля 2018 года. Решение о признании дома аварийным не оспорено.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Демьяновского городского поселения от 01 июня 2022 года истцы признаны нуждающимися в жилом помещении, они были поставлены на учет в качестве таковых по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Сведений о том, что в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, к собственникам помещений в указанном доме администрацией Демьяновского городского поселения были выдвинуты требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, а также об изъятии за выкупную цену жилых помещений у собственников, суду не представлено. Дом, в котором проживают истцы, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, к спорным отношениям не могут быть применены положения указанной статьи Жилищного кодекса РФ, согласно которым на органы государственной власти или местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить собственника жилого помещения в таком доме другим жилым помещением только в случае изъятия принадлежащего ему жилья. Кроме того, следует учитывать, что часть жилых помещений указанного дома находится в муниципальной собственности, то есть обязанность по принятию решения о сносе либо реконструкции дома лежит и на администрации Демьяновского городского поселения.
Вместе с тем, учитывая бездействие администрации Демьяновского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по сносу либо реконструкции аварийного дома, а также об изъятии жилых помещений дома у собственников, суд полагает, что единственным способом защиты нарушенного права Бобровых является требование о предоставлении им равнозначного жилого помещения по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57 и ч. 3 ст. 85 ЖК РФ. Иное лишало бы их права на восстановление жилищных прав, ставило бы их в неравное положение с нанимателями жилых помещений указанного жилого дома.
Срок, в течение которого истцы потребовали предоставить им жилое помещение, суд находит разумным, о предоставлении аналогичного срока просил и ответчик в письменном отзыве на иск.
Изложенное дает основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании истцы Боброва Е.А., Бобров В.А. не требовали возмещения им расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
pешил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Демьяновское городское поселение Подосиновского района Кировской области» в лице администрации поселения предоставить Бобровой Е.А. Боброву В.А., ФИО2, ФИО1 в течение 9 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу по договору социального найма иное равнозначное благоустроенное применительно к условиям поселка городского типа Демьяново жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в черте указанного населенного пункта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято в 15 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Подосиновского районного суда: Кокоулин В.А.
УИД 43RS0031-01-2022-000300-69