Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-829/2023 от 11.05.2023

№ 2-829/2023

24RS0041-01-2022-005456-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года                         г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Доронина С.В.,

с участием представителя истца прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Сагайдачной А.А.,

при секретаре Федоровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярск к Буянову Артему Викторовичу о взыскании незаконно полученного пособия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Красноярска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Буянову А.В. о взыскании суммы необоснованно полученного пособия по безработице в размере 61446 рублей.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о занятости населения при проведении мероприятий по предоставлению безработным гражданам социальной поддержки в виде пособия по безработице в 2020 году. Проверкой установлено, что Буянов А.В. с 08.06.2020 по 30.06.2020 трудоустроен на должность слесаря по техническому обслуживанию и ремонту в ООО «Эксперт-сервис», при этом в период с 25.05.2020 года по 22.09.2020 года состоя на учете в отделе занятости населения по Октябрьскому району КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска» в качестве безработного, получил пособие по безработице на общую сумму 69 506,66 рублей, чем допустил нарушение условий предоставления социальных выплат в соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1).

Представитель истца прокурор ЗАТО г. Зеленогорск Сагайдачная А.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Буянов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что он сообщал инспектору ЦЗН о своем трудоустройстве и увольнении, но инспектор пояснил ему по телефону, что он может получать пособие и дальше, т.к. отработал всего 2 недели.

Третье лицо КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярск», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, представителя не направил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

Таким образом, по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).

В статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу. Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I).

Главой III Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.05.20230 года Буянов А.В. подал электронное заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы в отдел занятости населения по Октябрьскому району краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Красноярск» через информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Приказом от 04.06.2020 г. № 156Д215/2001 «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» Буянов А.В. признан безработным с 25.05.2020 г. и ему назначено ежемесячное пособие по безработице за период с 25.05.2020 г. по 24.11.2020 г. в размере 14 556 рублей.

Приказом № 156П305/2001 от 04.06.2020 г. «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты» внесены изменения в приказ о назначении пособия по безработице с 01.07.2020 года в части размера выплачиваемого пособия: с 25.05.2020 г. по 30.06.2020 г. по 14 556 рублей; с 01.07.2020 г. по 24.11.2020 г.- в размере минимальной величины пособия (1500 руб.) увеличить на размер районного коэффициента – 20% 1800 рублей.

Приказом № 162Д153/2001 от 10.06.2020 года «Об изменении решений» внесены изменения в приказ и назначено пособие с 25.05.2020 года по 24.11.2020 года в связи с предоставлением новых документов.

Приказом № 211Д809/2001 от 29.07.2020 года «Об отмене решения об изменении порядка начислений социальной выплаты» отменен приказ «Изменить порядок начислений пособия по безработице» от 04.06.2020 г. № 156П305/2001.

Приказом 267П696/2001 от 23.09.2020 г. «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты» изменен порядок начисления пособия по безработице с 01.09.2020 г. в части размера выплачиваемого пособия: с 25.05.2020 г. по 31.08.2020 г. в размере 17556 рублей; с 01.09.2020 г. по 30.09.2020 г.- в размере 60% средней заработной платы (37049,02 руб.) 17556 рублей в месяц, с 01.10.2020 г. по 24.11.2020 г. в размере 60% средней заработной платы (37049,02 руб.) 14556 рублей в месяц.

Приказом № 297П862/2001 «О прекращении выплаты пособия» и № 297П863/2001 от 23.10.2020 г. «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» Буянов А.В. снят с регистрационного учета с прекращением выплаты пособия по безработице в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Из сведений о факте трудовой деятельности Буянова А.В. из ПФР предоставлена следующая информация о периодах трудовой деятельности: с 30.07.2019 г. по 06.05.2020 г. – ООО «Синтез Н», с 08.06.2020 г. по 30.06.2020 г. ООО «Эксперт - Сервис».

Из карточки учета от 25.05.2020 г. № 1460264/200106 следует, что Буянову А.В. с 25.05.2020 г. по 22.09.2020 г. было выплачено 61446 рублей.

На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом, доводы ответчика, что он сообщал в ЦЗН о своем трудоустройстве и пояснениях инспектора ЦЗН о возможности и дальше получать пособие в связи с увольнением, вопреки требованию ст. 56 ГПК РФ не подтверждены ответчиком, а также не имеют правового значения, но могут послужить основанием для проведения проверки в отношении сотрудника ЦЗН, что предметом судебного разбирательства не является.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярск удовлетворить.

Взыскать с Буянова Артема Викторовича (<данные изъяты>) в пользу Российской Федерации необоснованно полученное пособие в сумме 61446 (шестьдесят одна тысяча четыреста сорок шесть) рублей.

Взыскать с Буянова Артема Викторовича (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Зеленогорский городской суд в месячный срок со дня принятия решения судом в мотивированном виде.

Судья С.В. Доронин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-829/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
Буянов Артем Викторович
Другие
КГКУ "Центр занятости населения гор. Красноярска"
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Доронин С.В.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.05.2023Передача материалов судье
18.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2023Дело оформлено
15.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее