Судья: Лифанова Л.Ю. адм. дело N 33а-11429/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Роменской В.Н. и Ромадановой И.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10814/2023 по апелляционной жалобе Васильева Павла Андреевича на решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 31 августа 2023 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Васильев П.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года N № о регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N № Никоноровой Татьяны Александровны.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Васильева П.А. – адвоката Готье А.И. (по ордеру), поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Никоноровой Т.А. – Позднякова А.В. (по доверенности) и представителя Избирательной комиссии Самарской области Авазбековой Ю.А. (по доверенности), возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Самарской областной прокуратуры Никитиной Е.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N № на ДД.ММ.ГГГГ г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района города Тольятти Самарской области N № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов N 1 – N 35 по выборам депутатов городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва на территориальные избирательные комиссии Автозаводского, Комсомольского, Центрального районов города Тольятти Самарской области» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N <данные изъяты> по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области.
Решением территориальной избирательной комиссии Автозаводского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N <данные изъяты> по одномандатному избирательному округу N № кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва зарегистрирована Никонорова Т.А. выдвинутая избирательным объединением - местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИИЯ» городского округа Тольятти в Самарской области (л.д. 14, 15).
Васильев П.А. зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу (л.д. 12, 13), обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Никоноровой Т.А.
Васильев П.А., выдвинутый избирательным объединением - Самарское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России и зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу (том л.д. 12-13), обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Никоноровой Т.А.
В обоснование административного искового заявления с учетом уточнения Васильев П.А. ссылался на то, что в ходе своей избирательной компании кандидат Никонорова Т.А. использовала в агитационном печатном материале графический образ символа города – стелы «Ладья» (или «Вазовская ладья»). Автором монумента, торжественно открытого ДД.ММ.ГГГГ, является скульптор Боско Ю.И., а также использовала шрифты семейства Proxima Nova в отсутствие согласия правообладателя.
Полагая, что указанные действия кандидата Никоноровой Т.А. нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, Васильев П.А. просил административное исковое заявление с учетом уточнения удовлетворить.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены избирательная комиссия Самарской области, администрация городского округа Тольятти, Региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Самарской области, местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» городского округа Тольятти Самарской области, Самарское региональное отделение Политической партии ЛДПР.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 97-101).
В апелляционной жалобе Васильев П.А. просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования (л.д. 111-115).
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В силу части 11 этой же статьи Кодекса с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N № «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в Самарской области на территориальные избирательные комиссий Самарской области» (в редакции постановления Избирательной комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N №) полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления на территории городского округа Тольятти Самарской области возложены на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района города Тольятти Самарской области.
Решением Думы городского округа Тольятти N № от ДД.ММ.ГГГГ г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на ДД.ММ.ГГГГ г. Данное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно вышеуказанному решению Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, на которую возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории городского округа Тольятти Самарской области, необходимо обеспечить реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов городского округа Тольятти восьмого созыва, на территории городского округа Тольятти.
Решением Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области N № от ДД.ММ.ГГГГ г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов N № по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти восьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Автозаводского района г. Тольятти Самарской области.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. решением ТИК N <данные изъяты> Васильев П.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу N <данные изъяты> (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ. решением ТИК N № Никоноровой Т.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу N № (л.д. 14, 15).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушений законодательства об интеллектуальной собственности в действиях кандидата Никлоновровой Т.А.
При этом сослался на то, что оснований отмены регистрации Никоноровой Т.А. в качестве кандидата в депутаты городского округа Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N № не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентированы основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости (подпункт «з», пункт 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.
Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.
Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.
В соответствии со ст. 54 Закона об основных гарантиях избирательных прав кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, а также агитационные материалы, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктами 9.4 и 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
Судом первой инстанции установлено, что договором о предоставлении прав на использование произведения (лицензионный договор), заключенным ДД.ММ.ГГГГ. между Шкатовым В.А. (Лицензиар) и кандидатом в депутаты Никоноровой Т.А. (Лицензиат), по условиям которого Лицензиар передает, а Лицензиат за предусмотренное настоящим договором вознаграждение получает право на использование прилагающихся изображений, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. на условиях простой (неисключительной) лицензии без права заключения сублицензионных договоров (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 указанного договора Лицензиар передает Лицензиату право на использование произведений без указания имени автора произведений, полностью или фрагментарно, отдельно или совместно с другими Произведениями путем, в том числе,
- воспроизведения Произведения в любых печатных материалах неограниченным тиражом;
- распространения полностью или фрагментарно;
- переработки Произведений.
В Приложении N 1 к указанному договору изображено Произведение, права на использование которого, передано по договору.
Таким образом, графическое изображение ладьи, размещенное в агитационном печатном материале кандидата Никоноровой Т.А., используется ею с согласия правообладателя.
Доводы апелляционной жалобы, что стела «ВАЗовская ладья» относится к произведению, постоянно находящемуся в месте, открытом для свободного посещения, графическое изображение произведения в виде Ладьи не является основным объектом использования и указанное изображение не используется в целях извлечения прибыли, в связи с чем использование спорного графического изображения в печатном агитационном материале в порядке статьи ДД.ММ.ГГГГ Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.
При этом, судом первой инстанции обоснованно не принято в качестве надлежащего доказательства представленное административным истцом заключение специалиста ООО «Блиц-Эксперт» N № от ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку выполнившая его эксперт-криминалист Богачева М.А. имеет свидетельство на право производства судебных экспертиз холодного и метательного оружия, трасологической экспертизы, технико-криминалистической экспертизы документов, портретной экспертизы, судебно-баллистической, дактилоскопической и почерковедческой экспертизы.
Доказательств того, что специалист Богачева М.А. имеет специальные знания в области интеллектуальных прав, а также вправе осуществлять производство экспертиз объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации, суду не представлено.
Также из заключения специалиста следует, что в исследовательской части специалист приходит к выводу, что на печатном агитационном материале имеется графическое изображение в виде рисунка ладьи и относятся к логотипу «ЛАДЬЯ», специалист делает вывод, что данное изображение относится к интеллектуальной собственности, однако обоснования по которому специалист пришел к указанному выводу не приведено. Таким образом, заключение специалиста не может быть принято в качестве надлежащего доказательства.
Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства, которая может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П), следовательно, в данном случае при отсутствии таких доказательств, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация административного ответчика в качестве кандидата в Думу г.о.Тольятти восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N6 подлежит отмене ввиду нарушений при проведении предвыборной агитации повторяют правовую позицию административного истца, изложенную как в административном исковом заявлении, так и в суде первой инстанции, и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о незаконном использовании шрифта Proxima Nova Extra Condensed Bold при изготовлении буклетов, плаката в рамках предвыборной кампании не нашли своего подтверждения, в связи с чем правомерно отклонены судом первой инстанции. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для несогласия с оценкой судом первой инстанции представленных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: