Дело N 2-478/2023
37RS0016-01-2023-000533-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю.,
с участием ст.помощника прокурора Пучежского района Лушиной Ю.В.,
при секретаре Суворовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Пучежского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности признать бесхозяйным игровое оборудование, расположенное на детских площадках,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пучежского района Ивановской области (истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (ответчик) о возложении обязанности признать бесхозяйным игровое оборудование, расположенное на детских площадках. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Пучежского района проверки по исполнению законодательства в сфере размещения, содержания и эксплуатации детских игровых площадок, установлено, что на территории Пучежского муниципального района имеются детские площадки с установленным на них игровым оборудованием, предназначенным для детей, которое является бесхозяйным, не относится к муниципальной собственности, а именно игровое оборудование, расположенное рядом с детской площадкой с адресным признаком: <адрес>; детская площадка, расположенная между домами 5 и 7 по <адрес>; рядом с детской площадкой у <адрес> (качели и паутинка); расположенное у <адрес>; расположенное у <адрес>; расположенное рядом с домом №а по <адрес>. В связи с тем, что право муниципальной собственности на указанное игровое оборудование не оформлено, осмотр игрового оборудования, его обслуживание не осуществляется, что влечет угрозу причинения вреда здоровью несовершеннолетних. Ввиду чего, прокурор <адрес>, обращаясь в защиту неопределенного круга лиц, просит суд признать вышеуказанное игровое оборудование бесхозяйным, обязать администрацию Пучежского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, за постановкой на учет как бесхозяйного вышеуказанного имущества.
Определением Пучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о признания бесхозяйным игрового оборудования рядом с детской площадкой с адресным признаком: <адрес>, а также в части возложения обязанности на администрацию Пучежского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, за постановкой на учет как бесхозяйного следующего имущества рядом с детской площадкой с адресным признаком: <адрес>; расположенное между домами 5 и 7 по <адрес>; рядом с детской площадкой у <адрес> (качели, паутинка); расположенное у <адрес>; расположенное у <адрес>; расположенное рядом с домом №а по <адрес>, прекращено ввиду отказа истца от исковых требований.
В ходе рассмотрения дела прокурором в порядке ст. 39 уточнены исковые требования, в окончательной редакции прокурор просил суд признать бесхозяйным игровое оборудование, расположенное на детских площадках между домами 5 и 7 по <адрес> - турник, горка, рукоход, качели, качалка, тренажер; рядом с детской площадкой у <адрес> - паутинка, качели-4 шт.; у <адрес>- спортивный комплекс, качели; у <адрес>- качели, горки-2 шт., турник; рядом с домом №а по <адрес>- горка, спортивный комплекс, качалка. Обязать администрацию Пучежского муниципального района <адрес> в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу принять вышеуказанное игровое оборудование в муниципальную собственность.
В судебном заседании истец Лушина Ю.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Указала, что отсутствие собственника в отношении вышеуказанного игрового оборудования может повлечь угрозу возникновения опасности жизни и здоровью несовершеннолетних.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Пучежского муниципального района Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, об отложении дела не просил. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело по уточненным исковым требованиям в отсутствии своего представителя.
В письменных возражениях на иск указал, что с требованиями не согласны, т.к. спорные игровые площадки обустраивались в интересах собственников помещений многоквартирных домов, расположенных непосредственно по тем же адресам, в рамках благоустройства придомовой территории и использовались жителями данных домов. Игровые площадки находятся на земельных участка, границы которых не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, т.е. на земельных участках, находящихся в государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми находятся в полномочиях органа местного самоуправления. Разрешение на обустройство детских площадок никому не выдавалось. Полагает, что сам факт размещения игровых комплексов на земельном участке, находящемся в государственной собственности, не может свидетельствовать об отнесении игрового оборудования к муниципальной собственности. Элементы спорных игровых комплексов технической документации не имеют. В случае передачи их в муниципальную собственность, данные игровые комплексы, как несоответствующие действующим стандартам, подлежат сносу.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Согласно ст. ст. 2, 38 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Детство находится под защитой государства.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ №Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в перечень целей государственной политики в интересах детей входит защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии со ст. 12 казанного выше Закона органы местного самоуправления в пределах полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
В силу ст. 236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
По смыслу ст. 225 Гражданского кодекса РФ распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом безхозяйными.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение по правилам главы 33 ГПК РФ, статьи 226 ГК РФ допускается только в отношении брошенных вещей. Для признания движимых вещей бесхозяйными, необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее не известен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
В соответствии с п. 12, 14 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Согласно п.п. 23 п. 1 ст. 5, п. 23 п. 1 ст. 30 Устава Пучежского муниципального района Ивановской области, к вопросам местного значения района относится в том числе, создание организации досуга и услугами организаций культуры; администрация района район оказывает содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
В силу п. 10 ст. 29 Устава на администрацию района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, в соответствии с Уставом Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области.
Спорные объекты относится к движимому имуществу в связи с тем, что не обладают признаками, характерными для недвижимости согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно не имеет фундамента, инженерных коммуникаций, то есть прочной связи с землей.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижением целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему существу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Материалы дела сведений о том, что игровое оборудование, расположенное на детских площадках по вышеуказанным адресам, входит в общее имущество многоквартирных домов, не содержат.
Напротив, согласно ответу Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области от 03.08.2023 г. земельные участки, расположенные уд. 17 и 16 по <адрес>, между домами 5 и 7 по <адрес>, у <адрес> - являются землями общего пользования, находящимися в государственной собственности до разграничения.
Аналогичная информация изложена в отзыве на исковое заявление Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области.
Таким образом, собственник игрового оборудования, расположенного на детских площадках по вышеуказанным адресам, не известен, сведений о споре по указанным объектам не имеется, игровое оборудование находится на территории Пучежского городского поселения, на земельном участке, не находящимся в собственности жильцов многоквартирных домов, расположенных рядом с детской площадкой, во владение и пользование управляющей компании указанное оборудование не передавалось.
Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Из пояснений сторон следует, что техническое обслуживание указанного оборудования никем не осуществляется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что благоустройство территории городского поселения является полномочием органа местного самоуправления Пучежского муниципального района, спорное оборудование детской площадки расположено в административных границах г. Пучеж, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, фактически используется в целях, относящихся к полномочиям ответчика, собственник указанного имущества отсутствует, в связи с чем, имеются основания для признания данного имущества, как безхозяйного и передачи его в муниципальную собственность.
Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения безопасности детей, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о признании движимых вещей бесхозяйными, возложении на ответчика обязанности принять вышеуказанное игровое оборудование в муниципальную собственность.
При этом довод ответчика о том, что спорное игровое оборудование, не имеющего технической документации, несоответствующее действующим стандартам, в случае передачи в муниципальную собственность подлежит сносу, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу ст. 209 ГК РФ права собственник имущества по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом срок исполнения решения суда в иске не заявлен, следовательно, оно подлежит немедленному исполнению с момента его вступления в законную силу. Вместе с тем, исходя из объема работ, которые необходимо провести в рамках исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда следует определить в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Пучежского района Ивановской области (ОГРН № к Администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (ОГРН № удовлетворить.
Признать бесхозяйным игровое оборудование, расположенное на детских площадках:
- между домами 5 и 7 по <адрес> - турник, горка, рукоход, качели, качалка, тренажер;
- рядом с детской площадкой у <адрес> - паутинка, четыре качели;
- у <адрес> - спортивный комплекс, качели;
- у <адрес>- качели, две горки, турник;
- рядом с домом №а по <адрес>- горка, спортивный комплекс, качалка.
Обязать администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу принять вышеуказанное игровое оборудование в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись И.Ю. Федичева
Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2023 г.