Дело № 2-2370/23
УИД 59RS0035-01-2023-002954-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 09 октября 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Крымских Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края о признании недвижимой вещи бесхозяйной, признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
представитель Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края, действуя по письменной доверенности, обратился в Соликамский городской суд с заявлением о признании недвижимого имущества бесхозяйным и о признании на основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации права муниципальной собственности Муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество.
Просит признать недвижимое имущество в виде тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>, бесхозяйным, признать право собственности за муниципальным образованием Соликамский городской округ на данное бесхозяйное недвижимое имущество.
В обоснование требований заявитель указал, что на основании заявления директора <данные изъяты> от <дата> распоряжением Управления имущественных отношений от <дата> сети теплоснабжения, расположенные по адресу: <...>, включены в реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа.
На основании заявления директора <данные изъяты> от <дата> № имущество в виде тепловой сети протяженностью <данные изъяты>, наружным диаметром <данные изъяты>, расположенной по адресу: Пермский <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> наружным диаметром <данные изъяты>, расположенной по адресу: <...>, включены в реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа.
На данные сооружения оформлены технические план сооружений.
Сооружения поставлены на кадастровый учет в <дата>.
Управление имущественных отношений обратилось в Соликамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
На учет в качестве бесхозяйного имущества поставлены: тепловая сеть протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...> – <дата>; тепловая сеть протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...> - <дата>; тепловая сеть протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...> - <дата>; тепловая сеть протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...> - <дата>.
Указанные объекты не изъяты и не ограничены в обороте. Данные объекты находятся в эксплуатации и обслуживании у СМУП «Теплоэнерго». Имущество находится на учете в качестве бесхозяйного более чем три месяца.
Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края предпринимало меры по розыску собственника имущества. Согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, право собственности на объект недвижимости не зарегистрировано за какими-либо правообладателями.
В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Таким уполномоченным органом, в силу пункта 12.5 Решения Соликамской городской Думы № 408 от 25.06.2008 года, является управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Пермского края.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о рассмотрении заявления заявитель и его представитель извещены. Представитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Заинтересованные лица Соликамское МУП «Теплоэнерго», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) своих представителей в суд не направили, явку в суд не обеспечили. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Возражений на исковое заявление не представили, доказательств в обоснование возражений не поступило.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, представленные заявителем доказательства, изучив позицию заинтересованных лиц, возражений на заявление не представивших, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.
В соответствии с положениями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица)… приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Осуществление гражданских прав, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено следующим образом, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентируются статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;.. вследствие иных действий граждан и юридических лиц;..
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем …признания права;.. иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
Абзац 2 пункта 3 приведенной выше статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь один год, три месяца – для линейного объекта.
В соответствии со статьями 14, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации газоснабжения населения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации обеспечения надежного энергоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения газоснабжения потребителей в случае неисполнения газоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы газоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти системы.
Из материалов дела следует, что на территории Соликамского городского округа находится недвижимое имущество в виде тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>.
Право собственности на данные объекты недвижимого имущества ранее подлежало государственной регистрации на основании статей 130,131 Гражданского кодекса РФ, положений Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а в настоящее время - на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» линейные объекты топливно-энергетического комплекса – это система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов (Письмо Минэнерго России от 09.07.2021 года № 05-2844 «О предоставлении информации»).
Тепловая сеть является линейным объектом (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законы о регистрации недвижимости предусмотрели принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В свою очередь Приказом Росреестра от 01.06.2021 года № П/0241 установлен «Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 года № 63885).
Судом установлено, что вышеуказанное недвижимое имущество – в виде тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>, в реестрах государственного, федерального имущества, муниципального имущества не значится. Регистрация данных сетей не произведена по настоящее время, недвижимое имущество является бесхозяйным. Спора о праве на данное имущество судом не установлено.
Заявитель обладает правом обращения в суд с требованием о признании недвижимых объектов бесхозяйными, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть право муниципальной собственности.
Удовлетворяя заявление истца о признании права собственности муниципального образования на объекты недвижимости в виде тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>, суд исходит из того, что на основании заявлений должностных лиц распоряжениями Управления имущественных отношений данные тепловые сети включены в реестр бесхозяйных вещей Соликамского городского округа, в реестрах государственного, федерального имущества, муниципального имущества не значатся. Доводы заявителя подтверждаются исследованными материалами дела, не опровергнуты, в <дата> имущество поставлено в регистрирующем органе на учет в качестве бесхозяйного, указанные объекты не изъяты и не ограничены в обороте, заявленные теплосети являются линейными объектами, имущество находится на учете в качестве бесхозяйного более чем три месяца.
При этом суд учитывает, что указанные сети по-прежнему, числятся на учете как бесхозяйные объекты, правовой статус данных объектов недвижимости на момент рассмотрения дела в суде с <дата> не изменился, на момент рассмотрения заявления указанные записи в Государственном реестре недвижимости не исключены, право собственности в отношении объектов недвижимости за кем-либо не зарегистрировано, доказательства, подтверждающие право собственности иных лиц на указанные объекты, в материалах дела отсутствуют, физические и юридические лица своих прав на указанные объекты недвижимого имущества не заявили.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества (линейного объекта) на учет в установленном порядке прошел период более трех месяцев.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные выше сети не имеют собственника и являются бесхозяйным объектом недвижимого имущества.
Поскольку трехмесячный срок со дня постановки объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества истек, требование заявителя о признании права муниципальной собственности муниципального образования Соликамский городской округ на бесхозяйное имущество в виде тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>, соответствует положениям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению. Требование о признании имущества бесхозяйным является излишне заявленным.
Оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
заявление представителя Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа о признании муниципальной собственностью бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Признать собственностью Муниципального образования Соликамский городской округ Пермского края бесхозяйное недвижимое имущество в виде: тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>; тепловой сети протяженностью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права в Соликамском отделе Управления Федеральной регистрационной службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца.
Дата изготовления решения в окончательной форме 13 октября 2023 года.
Судья Крымских Т.В.