Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-735/2015 ~ М-576/2015 от 31.08.2015

по гражданскому делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 года                         <адрес>

Бородинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                 Цветковой Н.Г.,

при секретаре                                  Гладышевой Н.В.,

с участием истца                                  Ятиной Ю.А.,

помощника прокурора <адрес>                      Потаенкова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Ятиной Ю.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » о взыскании недоначисленной до минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в Бородинский городской суд в интересах Ятиной Ю.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » с иском о взыскании недоначисленной до минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, заработной платы, по тем основаниям, что Ятина Ю.А. и другие работники ответчика обратились с заявлением к прокурору <адрес> о том, что их заработная плата является меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации с 01.01.2015 г.

В связи с чем, прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, в муниципальном бюджетному общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа », расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой было установлено, что Ятина Ю.А. на основании трудового договора от 17.01.2011 г. работает в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » уборщиком служебных помещений.

Конституцией РФ (ст.7) в Российской Федерации установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда. Статьей 2 ТК РФ признано право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

Статьей 1 ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», с учетом изменений, внесенных в нее федеральным законом от 01.12.2014 г. № 408-ФЗ, установлен с 01.01.2015 г. минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 руб.

Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии).

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, т.е. заработная плата в городе Бородино

должна быть не ниже минимального размера оплаты труда – без учета процентной надбавки и районного коэффициента. Постановлением администрации <адрес> -п от 21.08.1992 г. для <адрес> установлен районный коэффициент в размере 1,30, затраты на его введение производятся за счет средств предприятий и организаций. Следовательно, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки заработная плата истца Ятиной Ю.А. в 2015 году должна быть не менее 9 544 руб. (5 965 руб. * (30% + 30%)).

Трудовым договором Ятиной Ю.А. работодателем установлен оклад в размере 1 460 руб. и ей начислена и выплачена заработная плата за март 2015 г. – 6 371 руб., за апрель 2015 г. – 6 371 руб., за май 2015 – 6 371 руб.

Вместе с тем, Ятиной Ю.А. в соответствии с требованиями закона о минимальном размере оплаты труда должна быть начислена заработная плата:

за март 2015 г. в размере 9 544 руб. (9 544 руб./25*25),

за апрель 2015 г. в размере 9 544 руб. (9 544 руб./26*26),

за май 2015 г. в размере 9 544 руб. (9 544 руб./23*23).

С учетом начисленной и выплаченной работодателем заработной платы истцу Ятиной Ю.А. за указанный период не доначислена заработная плата:

- за март 2015 г. в размере 3 173 руб. (9 544 руб. –6 371 руб.);

- за апрель 2015 г. в размере 3 173 руб. (9 544 руб. –6 371 руб.);

- за май 2015 г. в размере 3 173 руб. (9 544 руб. –6 371 руб.),

а всего 9 519 руб.

Прокурор <адрес>, обратившись в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений, просит взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в пользу Ятиной Ю.А. невыплаченную заработную плату за март, апрель, май 2015 г. в размере 9 519 руб.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Потаенков Е.А. исковые требования прокурора <адрес> поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Истец Ятина Ю.А. в судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора <адрес> поддерживает в полном объеме.

Ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что исковые требования прокурора <адрес> не признает.

Представитель третьего лица МКСУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия» Курильчик С.Н. в судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования прокурора <адрес> не признает, так как все выплаты работникам ответчика производились в соответствии с нормативными документами местного и краевого уровня.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, помощника прокурора <адрес> Потаенкова Е.А., учитывая мнение ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).    

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

В силу ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 130 ТК РФ, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности… Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1. ТК РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается: организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", с 1 января 2015 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 965 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом, ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Постановлением администрации <адрес> -п от 21.08.1992 с 1 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент для <адрес> в размере 1,30, при этом затраты на введение районного коэффициента осуществляются за счет средств предприятий и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона <адрес> края от 03.12.2004 N 12-2668 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями", надбавки к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями работникам организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета работникам организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, финансируемых за счет средств краевого бюджета, устанавливается надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 30 процентов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » является юридическим лицом, некоммерческой образовательной организацией, тип Учреждения – общеобразовательная организация. Учредителем Учреждения является муниципальное образование <адрес>. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из краевого и местно бюджета.

В соответствии с п. 5.11. Устава, Учреждение обязано, в том числе, обеспечивать соблюдение трудовых прав и гарантий работников в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с договором об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета от 10.01.2014 г. , заключенного между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » и МКСУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия», с целью упорядочения ведения бухгалтерского учета, улучшения его качества, его количества и усиления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств в муниципальных учреждениях, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » передает МКСУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия» ведение бухгалтерского, налогового учета и отчетности. В свою очередь, МКСУ «Межведомственная централизованная бухгалтерия» принимает на себя обязательства ведения бухгалтерского, налогового учета и отчетности в соответствии с действующим законодательством и договором.

На основании трудового договора от 17.01.2011 г. , Ятина Ю.А. работает в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » уборщиком служебных помещений на 1 ставку.

Указанным трудовым договором и приказом о приеме работника на работу от 17.01.2011 года , уборщику служебных помещений Ятиной Ю.А. предусмотрен должностной оклад в размере 1 460 руб. и выплаты в размере 30 % районного коэффициента и процентной надбавки в размере 30 %.

Вместе с тем, условия трудового договора не содержат сведений об установлении работнику доплаты до минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ о труде.

Решением Бородинского городского совета депутатов от 11.10.2013 года р, с учетом внесенных изменений в решение от 26.09.2014 г. р, утверждено положение о системах оплаты труда работников муниципальных учреждений <адрес>, пункт 4.3. которого предусматривает, что работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного в размере 6 371 руб., предоставляется региональная выплата.

Региональная выплата для работника рассчитывается как разница между размером установленной заработной платы и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда.

Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям или надбавке за работу в местностях с особыми климатическим условиями.

Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям или надбавке за работу в местностях с особыми климатическим условиями.

Согласно расчетным листкам Ятиной Ю.А.:

- в марте 2015 года при норме 25 дней, Ятиной Ю.А. фактически отработано 25 дней, начислена, с учетом районного коэффициента в размере 30 % и северной надбавки в размере 30 %, заработная плата за месяц в размере 6 371 руб., выплачено 6 371 руб.;

- в апреле 2015 года при норме 26 дней, Ятиной Ю.А. фактически отработан 26 дней, начислена, с учетом районного коэффициента в размере 30 % и северной надбавки в размере 30 %, заработная плата за месяц в размере 6 371 руб., выплачено 6 371 руб.;

- в мае 2015 года при норме 23 дня, Ятиной Ю.А. фактически отработано 23 дня, начислена заработная плата за месяц в размере 6 371 руб., выплачено 6 371 руб.

С учетом установленного Федеральным законом от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2015 года минимального размера оплаты труда в сумме 5 965 рублей в месяц, размер минимальной заработной платы в 2015 году должен быть не ниже 9 544 руб. (5965 руб. * (30% + 30%)) для бюджетных организаций.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что за март, апрель, май 2015 года работнику МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » Ятиной Ю.А. начислялась и выплачивалась заработная плата без учета изменений минимального размера оплаты труда, то есть, в меньшем размере, чем нарушались предусмотренные ст. ст. 130, 133.1 ТК РФ права Ятиной Ю.А.

Представленный прокурором <адрес> расчет, исходя из установленного размера МРОТ в сумме 5 965 рублей с 1 января 2015 года, сторонами не оспорен, проверен судом и признан верным.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Ятиной Ю.А. должна быть начислена заработная плата, доведенная до минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку:

за март 2015 г. в размере 9 544 руб. (9 544 руб./25*25),

за апрель 2015 г. в размере 9 544 руб.. (9 544 руб./26*26),

за май 2015 г. в размере 9 544 руб. (9 544 руб./23*23).

Учитывая размер выплаченной работодателем Ятиной Ю.А. заработной платы за спорные месяцы, суд приходит к выводу, что истцу недоначислена заработная плата:

- за март 2015 г. в размере 3 173 руб. (9 544 руб. –6 371 руб.);

- за апрель 2015 г. в размере 3 173 руб. (9 544 руб. –6 371 руб.);

- за май 2015 г. в размере 3 173 руб. (9 544 руб. –6 371 руб.).

Таким образом, недоначисленная истцу до минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, заработная плата за март, апрель, май 2015 г. составила 9 519 руб.

Следовательно, требование прокурора <адрес>, заявленное в интересах Ятиной Ю.А., о взыскании с ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » недоначисленной до минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, заработной платы за март, апрель, май 2015 г. в размере 9 519 руб. подлежит удовлетворению, поскольку это необходимо для восстановления нарушенных трудовых прав материального истца.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются… прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

        Государственная пошлина, исчисленная в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 руб., подлежит взысканию с ответчика в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

        Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах Ятиной Ю.А. удовлетворить.     

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в пользу Ятиной Ю.А. недоначисленную до минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, заработную плату за март, апрель, май 2015 г. в размере 9 519 руб.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> краевой суд через Бородинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Судья                                 Цветкова Н.Г.

2-735/2015 ~ М-576/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ятина Юлия Андреевна
Ответчики
МБОУ СОШ № 1
Суд
Бородинский городской суд Красноярского края
Судья
Цветкова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
borodino--krk.sudrf.ru
31.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2015Передача материалов судье
31.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2016Дело оформлено
29.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее