именем Российской Федерации
03 апреля 2013 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующий судья Карагодина Е.Л.,
при секретаре Плужниковой О.И.,
с участием сторон:
представителей заявителя Оренбурэнергсбыт Шептухиной А.В., Сенькиной Т.В. ;
представителя ответчика старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Пишпанова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Оренбургэнегосбыт» к Гайской межрайонной прокуратуре в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным и необоснованным представления об устранении нарушений законодательства о порядке начисления платы за ОДН от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ОАО «Оренбургэнергосбыт» обратилось в порядке ст. 254 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным и необоснованным представлении об устранении нарушений законодательства о порядке начисления платы за ОДН от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что в действиях ОАО «Оренбургэнергосбыт», осуществляющего действия по начислению, выставлению счетов и приему платежей за услуги, оказанные управляющими организациями на территории <адрес> по электроснабжению, отсутствует нарушение закона, поскольку ОАО «Оренбургэнергосбыт» действует от своего имени, но как агент по поручению управляющих организаций. ОАО «Оренбургэнергосбыт» расчет размера платы за электроэнергию, предоставленной на общедомовые нужды, осуществляет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Ни одного случая нарушения в порядке расчетов, а также неправомерного завышения платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Гайским межрайонным прокурором не выявлено и не указано в Представлении от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель считает, что ссылка на пункт 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124, является несостоятельной. Поскольку данными Правилами предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения должно содержаться обязательство сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Данной нормой предусмотрено, что если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным. Заявитель указывает, что отсутствие указанного условия в договоре ресурсоснабжения, не является нарушением действующего законодательства, так как законодательством императивно закреплен порядок действий в случае отсутствия соглашения сторон.
В судебном заседании представители заявителя ОАО «Оренбургэнергосбыт» Шептухина А.В., Сенькина Т.В. поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Старший помощник Гайского межрайонного прокурора Пишпанов Т.И. указывает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления. Представление Гайской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст. 10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений (ст. 22).
Согласно ст. 24 Закона о Прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Гайской межрайонной прокуратурой проверки установлено, ОАО «Оренбургэнергосбыт» нарушается действующее законодательство о порядке начисления платы за коммунальный ресурс, израсходованный на общедомовые нужды.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Гайской межрайонной прокуратурой внесено представление № в адрес управляющего директора ОАО «Оренбургэнергосбыт» об устранении нарушений законодательства о порядке начисления платы за ОДН. Из данного представления следует, что в ходе проведенной проверки исполнения требований действующего законодательства о порядке начисления платы за коммунальный ресурс, израсходованный на общедомовые нужды, установлено, что на территории <адрес> плата за коммунальный ресурс (электроэнергию), израсходованную на общедомовые нужды, исчисляется и выставляется жильцам многоквартирных домов гарантирующим поставщиком ОАО «Оренбургэнегосбыт», тогда как действующее законодательство не допускает прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом. (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). Установлено, что суммы платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, значительно превышают оплату количества электроэнергии, определенной на основании индивидуальных приборов учета. Типовые договоры энергоснабжения, заключенные между ОАО «Оренбургэнергосбыт» и управляющими организациями с учетом дополнительных соглашений, в нарушение п. 18 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124, не содержат условий по установлению обязательств сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и иной информации, используемой для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме, обязан производить оплату коммунальных услуг, в том числе, плату за электроснабжение. При этом ч. 3 ст. 154 ЖК установлено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу положений ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Из положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ следует, что внесение собственниками помещений в многоквартирных домах платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, которое признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, отвечающей перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, возможно на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пп. «е» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Согласно агентским договорам, заключенным между ОАО «Оренбургэнергосбыт» и «ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ТСЖ «ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ТСЖ «ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ТСЖ «ФИО9» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ООО «ФИО10» от ДД.ММ.ГГГГ №,. с ООО «ФИО11» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ООО «ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ №-№, с ООО «ФИО13» от ДД.ММ.ГГГГ № с ТСЖ «ФИО14» от ДД.ММ.ГГГГ №., с ООО «ФИО15» от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «ФИО16» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ТСЖ «ФИО17» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ТСЖ «ФИО18» от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Оренбургэнергосбыт» приняло на себя обязательства производить расчеты платежей за оказанные услуги по энергоснабжению; принимать от потребителей перечисленные денежные средства за оказанные услуги; направлять принципалу денежные средства, полученные от потребителей принципала. (пункты 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3) ОАО «Оренбургэнергосбыт» обязался по поручению управляющей организации (принципала) и за его счет совершать действия, связанные с расчетом начислений, сбором, распределением и зачислением в пользу принципала платежей за услуги за энергоснабжение на ОДН. (пункты 1.1, 1.1.1, 1.1.2,1.1.4)
Поскольку данные договоры по своей правовой природе являются агентскими (ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации) и к вытекающим из них правоотношениям применим Федеральный закон от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Наличие правоотношений между управляющими компаниями, с одной стороны и ОАО «Оренбургэнергосбыт» с другой, вытекающих из агентского договора, свидетельствует о том, что ОАО «Оренбургэнергосбыт» принимал от граждан платежи в оплату коммунальных услуг не как ресурсоснабжающая организация, а как агент исполнителя коммунальных услуг.
Следовательно, часть 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российскрй Федерации в данном случае к правоотношениям сторон не применима.
Суд также не может согласиться с доводом представления о том, что типовые договоры энергоснабжения, заключенные между ОАО «Оренбургэнергосбыт» и управляющими организациями с учетом дополнительных соглашений, в нарушение п. 18 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124, не содержат условий по установлению обязательств сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и иной информации, используемой для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, поскольку данными Правилами предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения должно содержаться обязательство сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Данной нормой предусмотрено, что если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным. Следовательно, в случае, если стороны не договорились о порядке предоставления показаний приборов учет, то исполнитель обязан предоставить указанную информацию ресурсоснабжающей организации. Суд соглашается с позицией заявителя, пояснившего, что отсутствие указанного условия в договоре ресурсоснабжения, не является нарушением действующего законодательства, так как законодательством императивно закреплен порядок действий, в случае отсутствия соглашения сторон.
Довод представления о нарушении порядка расчетов, а также неправомерного завышения платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Установлено, что ОАО «Оренбургэнергосбыт» расчет размера платы за электроэнергию, предоставленной на общедомовые нужды, осуществляет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Пунктами 44-48 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, при наличии и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета. В приложением № 2 указаны формулы, в соответствии с которыми ОАО «Оренбургэнегосбыт» осуществляет расчеты размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы заявителя подлежащими удовлетворению и представление Гайской межрайонной прокуратуры незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199, 254 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 254 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░ 2013 ░░░░