Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-600/2023 ~ М-482/2023 от 07.06.2023

УИД05RS0-86

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года <адрес>

Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шихгереева Г.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Администрации МР «<адрес>» РД об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма,

без участия сторон,

у с т а н о в и л:

ФИО4 в лице представителя ФИО9 обратилась в суд с иском к Администрации МР «<адрес>» РД об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Администрации муниципального района.

Требование мотивировано тем, что она является ребенком - сиротой с 1998 года. Ее родители ФИО1 и ФИО2 умерли в 1998 году.

После смерти ее родителей в семье осталось четверо несовершеннолетних детей – она и трое братьев.

Решением Кужникской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над ними был назначен дедушка ФИО3, что подтверждается удостоверением о назначении опекуна, выданное администрацией сельского поселения «Кужникский». ДД.ММ.ГГГГ опекун скончался.

Все члены ее семьи, то есть братья обеспечены жилыми помещениями, как дети сироты, кроме нее одной.

Истица указывает, что в 2016 году брак между ней и ее супругом расторгнут и после расторжения брака она с двумя детьми переехала жить в <адрес>.

На ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. На сегодняшний день у нее своего жилья нет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о правах отдельного лица на имевшие у него объекты недвижимости. В связи с чем она вынуждена скитаться с одной квартиры на другую

Истица указывает, что право приобретения жилого помещения как ребенок сирота ею не реализовано.

Вопреки требованиям закона она до настоящего времени гарантированным жильем не обеспечена.

Решением Табасаранского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ей восстановлен срока на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жильем помещением и обязал администрацию МР «<адрес>» включить ее в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Постановлением главы администрации муниципального района «<адрес>" Республики Дагестан от 22.07. 2022 года она включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истица считает, что имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.

В судебное заседание истица ФИО4 и ее представитель ФИО9 не явились, направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без своего участия.

Представитель ответчика Администрации МР «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, заявлений о рассмотрении дела без его участия в суд не поступало.

В представленных в суд письменных возражениях представитель Администрации МР «<адрес>» РД указал, что исковые требования незаконны и необоснованны просит в иске отказать, поскольку у ответчика на балансе нет специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам, ежегодно ответчик по мере поступления субвенций из республиканского бюджета приобретает ограниченное количество жилых домой для детей-сирот в порядке очередности, то есть, ответчик приобретает жилые помещения исключительно после передачи таких полномочий от Республики Дагестан и по мере поступления в бюджет целевых финансовых средств. Со ссылкой на ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полагает, что администрация муниципального района «<адрес>» является ненадлежащим ответчиком по данному исковому заявлению. В то же время указывает, что в силу ст.4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 102 истец имеет право получить социальную выплату, удостоверенную сертификатом для приобретения жилого помещения, поскольку ему исполнилось 23 года, выдаваемое в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон отДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ.N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статья 8 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ.N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч. 2).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 ст. 1 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ.N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, лица, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ.N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формируемый на основании Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 57 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Порядок обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан, утверждённый постановлением Правительства Республики ДагестанN 161 не предполагают установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено следующее.

Заочным Решением Табасаранского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 восстановлен срок на обращение с заявлением о постановке ее на учет, в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением. Согласно свидетельству о смерти №I-БД от ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО1

Согласно свидетельству о смерти №I-БД от ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца ФИО2.

Постановлением главы администрации МР «<адрес>» РД от ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО4 поставлена на регистрационный учет для обеспечения жильем в порядке очередности.

Решением Кужникской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО11 (ФИО10) ФИО6 установлена опека в лице опекуна ФИО3.

Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 не является правообладателем объектов недвижимости на территории Республики Дагестан.

В силу ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Как указывает представитель ответчика в силу ст.4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 102 истец имеет право получить социальную выплату, удостоверенную сертификатом для приобретения жилого помещения, поскольку ему исполнилось 23 года, выдаваемое в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ , в то же время условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем, довод представителя ответчика в данной части несостоятелен.

Руководствуясь вышеприведенными нормами и установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд считает обоснованным требование ФИО4 о возложении на ответчика – Администрацию МР «<адрес>» обязанности предоставить ФИО4 жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО5 к Администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан об обязании ответчика предоставить ему по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда – удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан предоставитьФИО4,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Республики Дагестан по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Г.И.Шихгереев.

2-600/2023 ~ М-482/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шахбанова Аксана Маллараджабовна
Ответчики
Администрация МР "Табасаранский район"
Другие
Орган опеки и попечительства МР "Табасаранский район"
Суд
Табасаранский районный суд Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Г.И.
Дело на странице суда
tabasaranskiy--dag.sudrf.ru
07.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее