дело №2-1844/2023
УИД: 91RS0002-01-2023-001712-66
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 июня 2023 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,
при секретаре Павленко Н.А.,
с участием представителя истца – Мамиконяна Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Симферополя Республики Крым к ФИО1, третьи лица –Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республика Крым, Управление муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка, -
у с т а н о в и л :
Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство»; запретить ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения автомобильной мойки, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки были обнаружены нарушения по нецелевому использованию ответчиком земельного участка, в связи, с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Ответчик ранее подавал письменные возражения в которых просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований Администрации г. Симферополя о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка – отказать.
Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.
На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
Полномочия и порядок осуществления местного самоуправления в Российской Федерации установлены Конституцией России (ст.ст. 130-133) и Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно ч. 3 ст.1, ст.ст. 23, 24 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на ее территории действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 19 Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гласит, что местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В пункте 26 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно части 1, пункту 4 части 2 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
В рамках рассмотрения обращения гр. Алиева Решата, поступившего от Уполномоченного по правам человека в Республике Крым (вх. № 1/448/24/01-12 от 16.01.2023) по вопросу возможных нарушений требований действующего законодательства по адресу: <адрес>, со стороны проспекта Победы, на земельном участке с кадастровым номером - №, Управлением муниципального контроля администрации города Симферополя в рамках контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, было проведено выездное обследование по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1.
По результатам проведения данного контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом данной проверки составлен акт выездного обследования от 26.01.2023 №11/02-09/06з.
Согласно акту выездного обследования от 26.01.2023 №11/02-09/06з, в ходе обследования, визуальным осмотром было установлено, что в границах земельного участка расположена автомойка «МОЙ САМ». На момент осмотра автомойка функционировала.
По итогам выездного обследования установлено, что автомойка «МОЙ САМ», расположенная на земельном участке с кадастровым номером № эксплуатируется ФИО1 с признаками нарушения земельного законодательства в части нарушения требования статей 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 2 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 4 статьи 37 ГрК РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40, статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>, определено, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Согласно сведений, внесенных в ФГИС ЕГРН, ФИО1 принадлежит на праве частной собственности земельный участок с кадастровым номером - №, расположенный по адресу: <адрес>, (регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №) Земельный участок отнесен к категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание жилой застройки; обслуживание автотранспорта, площадь 837 +/-10 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в границах территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1). Согласно ст. 29 главы 7 Правил землепользования и застройки городского округа Симферополь (далее — ПЗЗ), зона застройки индивидуальными жилыми домами включает в себя участки территории города, предназначенные для размещения существующей и планируемой застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками. В зоне допускается размещение объектов социального, культурного, бытового обслуживания, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих потребности жителей указанных территорий и связанных с проживанием граждан, и не оказывающих негативного воздействия на окружающую (жилую) среду согласно видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительными регламентами применительно к территориальной зоне. Территориальная зона «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1) включает в себя: Основные виды разрешенного использования: Для индивидуального жилищного строительства (код — 2.1); Блокированная жилая застройка (код 2.3) Коммунальное обслуживание (код — 3.1); Социальное обслуживание (код — 3.2); Общественное управление (код — 3.8); Связь (код — 6.8); Обеспечение внутреннего правопорядка (код — 8.3); Земельные участки (территории) общего пользования (код — 12.0); Условно разрешенные виды использования: Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код2.1.1); Бытовое обслуживание (код — 3.3); Здравоохранение (код - 3.4); Образование и просвещение (код- 3.5); Объекты культурно-досуговой деятельности (код - 3.6.1); Религиозное обслуживание (код - 3.7); Ветеринарное обслуживание (код 3.10); Магазины (код- 4.4); Спорт (код - 5.1); Вспомогательные виды использования: Хранение автотранспорта (код -2.7.1); Служебные гаражи (код - 4.9).
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ФГИС ЕРГН. Внесение в ФГИС ЕРГН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
При этом, в границах территориальной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1) не предполагается размещение объектов типа - «автомобильная мойка».
Относительно возражений ответчика, согласно которым с принятием Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта» из основных характеристик в отношении объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости - не исключен, таким образом использование земельного участка для размещения автомобильной мойки является правомерным, суд указывает следующее.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, категория земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН. В настоящее время, согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, (регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №) установлен вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание жилой застройки; обслуживание автотранспорта, площадь 837 +/-10 кв.м.
При этом, согласно классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» (далее — Классификатор), вид разрешённого использования «Автомобильные мойки» (код — 4.9.1.3) допускает использование земельного участка для размещения автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.
Указанный вид разрешенного использования «Автомобильные мойки» (код — 4.9.1.3) в отношении спорного земельного участка не устанавливался, что подтверждается в том числе ответом Госкомрегистра РК от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, г Симферополь, <адрес>, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, на основании постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта межевания территории, расположенной в районе <адрес> А в городе Симферополе Республики Крым», предусматривающего образование 1 земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в муниципальной собственности. Так, с момента осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № вид разрешенного использования указанному земельному участку был установлен как у исходного земельного участка с кадастровым номером № «Для индивидуального жилищного строительства; бытовое обслуживание; магазины; обслуживание жилой застройки; обслуживание автотранспорта». С момента осуществления государственного кадастрового учета и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не изменялся.
Учитывая изложенные обстоятельства суд считает требования истца о признании незаконными действий ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Относительно требования истца запретить ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения автомобильной мойки, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства, суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 Налогового кодекса РФ).
Вид разрешенного использования земельного участка является главным фактором, влияющим на определение кадастровой стоимости земельного участка, поскольку последняя является ничем иным как произведением удельной стоимости 1 кв. м. земельного участка, устанавливаемого для определенного вида разрешенного использования земельного участка, на площадь участка. Кадастровая стоимость земельного участка, в свою очередь, является одним из основных факторов, определяющих экономическую составляющую использования земельного участка, поскольку, исходя из ее размера, определяются:
размер земельного налога, уплачиваемого собственниками земельного участка и лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения:
размер арендной платы, определяемой для арендаторов земельного участка; стоимость земельного участка при его выкупе (приватизации) из государственной либо муниципальной собственности, в том числе при выкупе участков собственниками находящихся на них зданий, строений, сооружений.
Таким образом, действия ответчика при использовании земельного участка не в соответствии с документировано установленным видом разрешенного использования наносят имущественный ущерб (упущенной выгоды) в виде недополученных соответствующих платежей в бюджет.
Согласно п. 2, 4 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (ч. 2). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (ч. 4). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средней этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В связи с изложенным, в настоящее время в действиях ответчика выявлены нарушения требований ст. ст. 7. 40, 42 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).
В силу прямого указания закона установлена обязанность собственника земельного участка по использованию земельного участка исключительно в соответствии с документально установленным видом разрешенного использования.
С учётом вышеизложенного, имеется достаточно оснований и доказательств, свидетельствующих о нарушениях земельного законодательства ответчика, выразившихся в использовании земельного участка не по целевому назначению, в коммерческих целях - как автомойка.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья –
р е ш и л :
исковые требования Администрации города Симферополя Республики Крым к ФИО1, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республика Крым, Управление муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство».
Запретить ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения автомобильной мойки, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2023 года.
Судья А.С. Цыкуренко