РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 28 марта 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре – Добиной Д.Д.,
с участием прокурора – Атяскиной О.А., представителя административного истца Вашуриной С.А. - Неделиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-828/2022 по административному исковому заявлению Вашуриной Светланы Александровны к министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
у с т а н о в и л:
Вашурина С.А. обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее – Перечень), утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что в названный Перечень под пунктом №27335 включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, которое не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку не предназначено и не использовалось как офис, торговый объект, объект общественного питания и бытового обслуживания. В связи с чем считает нормативный правовой акт в указанной части незаконным, нарушающими ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Неделина Л.М., действующая на основании доверенности, поддержала требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и пояснила, что на основании решения Самарского областного суда от 28.05.2020 спорное помещение было исключено из Перечней объектов на 2018 и 2019 г.г.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечень на 2020 год на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), согласно которым нежилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, а такие помещения используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014г. № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014г. № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07 июля 2000г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2201 от 07.10.2019 утвержден Перечень на 2020 год, который опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании «Волжская коммуна», № 158(30741) 23.10.2019.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия.
Несмотря на истечение срока действия указанного приказа, он затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Под пунктом 27335 в Перечень на 2020 год включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого с 04.04.2018 является Вашурина С.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.02.2022.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 113, 2 кв.м, имеет назначение «нежилое» и наименование «нежилое помещение».
В соответствии с выписками из ЕГРН от 11.02.2022 данное помещение располагается в здании с кадастровым номером №, которое имеет назначение «многоквартирный дом» и наименование «жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой».
Как следует из выписки из ЕГРН от 11.02.2022, земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный дом, имеет вид разрешенного использования «жилой дом (многоэтажная застройка)».
Из технического паспорта (экспликации) на нежилое помещение от 27.06.2008, подготовленного Средне-Волжским филиалом Самарского областного отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», следует, что оно включает в себя части назначением «помещения, коридор», площадью 113,2 кв.м.
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на нежилое помещение с бесспорностью не свидетельствуют о его предназначении для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и, следовательно, не подтверждают соответствие объекта недвижимого имущества условиям, установленным положениями пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
В подтверждение доводов министерством имущественных отношений Самарской области представлен акт осмотра спорного нежилого помещения от 10.12.2019, подготовленный уполномоченной организацией - Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы».
Согласно акту осмотра, нежилое помещение с кадастровым номером № является ремонтируемым помещением, что подтверждается также приложенным фотоматериалом.
Как усматривается из письма <данные изъяты>», осуществляющего управление многоквартирным домом с кадастровым номером №, спорное нежилое помещение собственником которого с 04.04.2018 является Вашурина С.А., не используется.
Таким образом, доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% общей площади спорного нежилого помещения в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, суду не представлено.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Вместе с тем, исследованные доказательства не позволяют отнести нежилое помещение с кадастровым номером № к объектам недвижимого имущества, поименованным в подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения его в Перечень на 2020 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Вашуриной С.А., возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативный правовой акт, имеющий ограниченный срок применения (2020г.), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующими со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Вашуриной Светланы Александровны удовлетворить.
Признать недействующими со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 27335 нежилого помещения с кадастровым номером №.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.04.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№