Дело № 2-17/2022 г. 13RS0011-01-2021-002141-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 25 января 2022 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Косаревой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Афанасовой М.В.,
с участием в деле:
представителя истца - помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Ключникова Д.В.,
ответчика – муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети», его представителя Ермошина Е.В., действующего по доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному предприятию Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» о возложении обязанности получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов
установил:
Прокурор Зубово-Полянского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» о возложении обязанности получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов. В обоснование требований указал, что по результатам проведенной Прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в деятельности муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» (далее – МП «Тепловые сети», муниципальное предприятие) установлено, что на территории Зубово-Полянского района Республики Мордовия расположены 10 газовых котельных, в том числе: газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>;
газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>. Указанные газовые котельные являются опасными производственными объектами, отнесены к III классу опасности. На основании постановлений администрации Зубово-Полянского муниципального района от 27.05.2020 № 315 «О создании муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети», от 09.06.2021 № 344 и от 17.06.2020 № 344 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципального предприятия Зубово-Полянского района «Тепловые сети», и с 09.06.2020 вышеприведенные опасные производственные объекты-газовые котельные эксплуатируются ответчиком. Однако лицензии на эксплуатацию указанных газовых котельных, как опасных производственных объектов, у муниципального предприятия не имеется.
Факт отсутствия у муниципального предприятия лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на получение качественных и бесперебойных коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательств и прав газораспределительных организаций, а также может повлечь небезопасное и нерациональное использование потребленного газа.
С учетом уточненных требований, истец просит суд:
Обязать муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» в срок до 01.05.2022 получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, расположенных на территории Зубово-Полянского района и эксплуатируемых муниципальным предприятием:
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>.
Обязать муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» в срок до 01.07.2023 получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, расположенных на территории Зубово-Полянского района и эксплуатируемых муниципальным предприятием:
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>
<Адрес>;
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>
<Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>.
В судебном заседании представитель истца-пом. Прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Ключников Д.В. заявленные уточненные исковые требования поддержал по тем же основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» Ермошин Е.В. в судебном заседании представил суду заявление о признании ответчиком иска, пояснил, что муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» исковые требования истца признает, просил суд принять признание ответчиком иска, не возражает о вынесении решения суда с указанием в мотивировочной части решения суда только на признание иска и принятие его судом. Полномочия представителя ответчика Ермошина Е.В., в том числе на признание иска, подтверждены доверенностью.
Третье лицо, не заявивший самостоятельные требования относительно предмета спора – Администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, надлежаще извещенный о дне, месте, времени рассмотрения дела, явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, с письменным заявлением об отложении рассмотрения дела в суд не обращался.
При вышеуказанных обстоятельствах, в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит подлежащим рассмотрению дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца, изложенные в уточненном исковом заявлении, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности.
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее – Положение), лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия) являются, в том числе наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Приложения к Положению к перечню выполняемых работ на взрывопожароопасных производственных объектах и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, относятся: использование и транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно приложению №1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно классификации опасных производственных объектов, указанных в приложении № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997
№ 116-ФЗ III класс опасности предусмотрен для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 27 мая 2020 №315 «О создании муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» создано муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети», сокращенное наименование: МП Зубово-Полянского муниципального района «ТС».
Согласно утвержденного Устава муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети», предприятие обладает правами юридического лица. Осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей, расположенных на территории Зубово-Полянского муниципального района РМ.
Для осуществления деятельности по теплоснабжению Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия постановлениями от 09.06.2020 №334 и от 17.06.2020 №344 за МП Зубово-Полянского муниципального района «ТС» были закреплены на праве хозяйственного ведения котельные, в том числе: газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>; газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>.
Вышеприведенные газовые котельные являются опасными производственными объектами, эксплуатируются ответчиком без лицензии на эксплуатацию указанных газовых котельных, как опасных производственных объектов.
Факт отсутствия у муниципального предприятия Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов - вышеперечисленных газовых котельных подтверждает сам ответчик. Из представленных суду возражений ответчика следует, что препятствием в получении соответствующих лицензий является отсутствие за муниципальным предприятием зарегистрированных прав владения и пользования земельными участками, на которых расположены вышеперечисленные газовые котельные. Ответчиком проводится работа по получению лицензии на эксплуатацию вышеприведенных опасных производственных объектов, расположенных на территории Зубово-Полянского района и эксплуатируемых муниципальным предприятием.
Таким образом, эксплуатируемые МП «Тепловые сети» опасные производственные объекты – газовые котельные, являются взрывопожароопасными производственными объектами III класса опасности и для их эксплуатации необходима соответствующая лицензия, которая у МП «Тепловые сети» отсутствует, и которую муниципальное предприятие обязано получить.
Факт отсутствия у муниципального предприятия лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на получение качественных и бесперебойных коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательств и прав газораспределительных организаций, а также может повлечь небезопасное и нерациональное использование потребленного газа.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В настоящем случае имеет место угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что обуславливает возможность обращения прокурора в суд с данным иском.
Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает целесообразным срок исполнения решения, указанный прокурором в заявлении об уточнении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Согласно части 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая то, что ответчик и представитель ответчика заявленные истцом требования признали в полном объеме, о чем представили суду письменное заявление, что последствия признания иска по гражданскому делу им понятны, а также то, что признание иска сделано им добровольно, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать ответчика муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» в срок до 01.05.2022 получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, расположенных на территории Зубово-Полянского района и эксплуатируемых муниципальным предприятием:
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>.
Обязать ответчика муниципальное предприятие Зубово-Полянского муниципального района «Тепловые сети» в срок до 01.07.2023 получить лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, расположенных на территории Зубово-Полянского района и эксплуатируемых муниципальным предприятием:
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>
<Адрес>;
- газовая котельная №, расположенная по адресу: <Адрес>
<Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>;
- газовая котельная, расположенная по адресу: <Адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Н.В. Косарева