Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10153/2020 от 28.08.2020

Судья: Сизова С.К.                 адм. дело N 33А-10153/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

2 сентября 2020 года                              г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Клюева С.Б. и Неугодникова В.Н.,

при секретаре Середкиной О.А.,    

с участием прокурора Семдяновой Я.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4171/2020 по апелляционной жалобе Комарова Олега Игоревича и апелляционному представлению прокурора Кировского района г.Самары на решение Кировского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 г., которым отказано в удовлетворении административного иска Комарова О.И. о признании незаконным и подлежащим отмене решения территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Самары с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 25 по выборам депутатов Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 7 августа 2020 г. N 172 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Шаркова Евгения Валентиновича, выдвинутого избирательным объединением Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному округу N 25.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Комарова О.И. – Шихторина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Самарской областной прокуратуры Семдяновой Я.Ю., поддержавшей апелляционное представление, возражения относительно удовлетворения апелляционных жалобы и представления Шаркова Е.В., судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

установила:

решением Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара от 23 июня 2020 г. N 190 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.

Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 25 (далее - ТИК N 25) от 7 августа 2020 г. N 172 кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 25 зарегистрирован Шарков Е.В., выдвинутый избирательным объединением Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Комаров О.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, 17 августа 2020 г. обратился в Кировский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения ТИК N 25 от 7 августа 2020 г. N 172 о регистрации кандидата Шаркова Е.В.

Заявленные требования мотивировал тем, что законных оснований для регистрации кандидатом в депутаты Шаркова Е.В. не имелось, поскольку его заявление о согласии баллотироваться не содержит обязательных к указанию в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведений о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Ссылаясь на то, что регистрация кандидатом Шаркова Е.В. нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, Комаров О.И. просил административное исковое заявление удовлетворить.

Решением Кировского районного суда Самарской области от 21 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска Комарова О.И. отказано.

В апелляционной жалобе Комаров О.И. просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.

В апелляционном представлении прокурор Кировского района г.Самары полагает решение суда подлежащим отмене, ссылается на несоответствие выводов суда действующему законодательству.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.

Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления и возражений на них, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 2 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда приведенным требованиям не отвечает.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.

Согласно подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иного закона.

В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

Как следует из положений с пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

Как следует из материалов административного дела, 21 июля 2020 г. Шарков Е.В. уведомил ТИК N 25 о данном им избирательному объединению Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 25.

В заявлении в качестве сведений о профессиональном образовании Шарков Е.В. указал: высшее, диплом АЦ-11-93-120 от 3 мая 1994 г., бакалавр, международная академия наук Сан-Марино (МАН), Ассоциация содействия МАН (Москва), Академический центр управления, бизнеса и права, Международный институт управления, бизнеса и права.

Сведений о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, заявление не содержит, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Рассмотрев представленную Шарковым Е.В. вместе с заявлением копию диплома, ТИК N 25 установила, что датой окончания образовательного учреждения является 3 мая 1994 г., и приняла ее в качестве сведений о дате окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность.

30 июля 2020 г. для регистрации в качестве кандидата согласно подтверждению о получении документов Шарков Е.В. представил в ТИК N 25: - сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных на 1 листе; - документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда депутата; - две фотографии.    

Решением ТИК N 25 от 7 августа 2020 г. N 172 Шарков Е.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 25.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что решение ТИК N 25 от 7 августа 2020 г. N 172 является правильным.

При этом исходил из того, что не указание в заявлении о согласии баллотироваться года окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, не является препятствием в регистрации Шаркова Е.В. кандидатом, поскольку отсутствующие в заявлении сведения содержатся в приобщенной к заявлению копии диплома.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения и приходит к выводу о том, что имеются основания для признания решения ТИК N 25 от 7 августа 2020 г. N 172 о регистрации кандидатом Шаркова Е.В. незаконным, установленные в подпункте «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вопреки доводам Шаркова Е.В. в нарушение требований пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона его заявление не содержит сведений о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность. Правом на внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате (в данном случае о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность), в порядке, предусмотренном подпунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ни Шарков Е.В., ни выдвинувшее его избирательное объединение, не воспользовались.

В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с тем, что при регистрации кандидата Шаркова Е.В. ТИК N 25 были допущены нарушения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" административный иск Комарова О.И. подлежит удовлетворению, решение Кировского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 г. отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Комаровым О.И. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 21 августа 2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым апелляционные жалобу Комарова О.И. и представление прокурора Кировского района г.Самары удовлетворить.

Признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Самары с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 25 по выборам депутатов Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва от 7 августа 2020 г. N 172 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва Шаркова Евгения Валентиновича, выдвинутого избирательным объединением Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному округу N 25.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г.Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено 4 сентября 2020 г.

Председательствующий –

    Судьи -

        

33а-10153/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Кировского района г.Самары
Комаров О.И.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Кировского района г. Самара СО с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 25
Другие
Шарков Е.В.
Избирательная комиссия Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.08.2020Передача дела судье
02.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее