Дело № 2-359/2023
УИД 19RS0002-01-2023-000022-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Бастраковой А.О.,
при секретаре Елешиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коноваловой М.В. к Коновалову И.Г. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Коновалова М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Коновалову И.Г. о признании утратившим право пользования жилым помещением по адресу: ***. Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником спорного жилого помещения. С ответчиком ранее состояла в браке, который в квартиру был вселен и зарегистрирован в качестве члена семьи. С 27.09.2019 брачные отношения с ответчиком прекращены, по месту жительства не проживает, личных вещей в квартире не имеет, общего хозяйства не ведется. Ответчик не несет расходов по содержанию квартиры. Признание ответчика утратившим право пользования жилым помещением необходимо истцу для снятия с регистрационного учета.
В судебное заседание Коновалова М.В. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В адрес ответчика Коновалова И.Г. направлялось извещение о времени и месте судебного разбирательства, однако Коновалов И.Г. в суд не явился, извещен о судебном заседании лично, о чем свидетельствует расписка, отобранная в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 30.07.2010 между истцом и ответчиком заключен брак, что подтверждается записью акта о заключении брака ***
На основании решения мирового судьи судебного участка №5 г.Черногорска от 27.09.2019 брак между Коноваловым И.Г. и Коноваловой М.В. был расторгнут ***
Коновалова М.В. является правообладателем жилого помещения по адресу: *** приобретенного на основании договора купли-продажи квартиры от 09.12.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.12.2022, свидетельством о регистрации права от 25.12.2014.
По сообщению УВМ МВД по Республике Хакасия от 20.01.2023, Коновалов И.Г. зарегистрирован по адресу: ***
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники (помимо супруга, детей, родителей) независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением и в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу пунктов 1, 2 статьи 34 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие).
Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно пункту 1 статьи 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Как разъяснено в абзаце четвертом п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные или общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности.
Из материалов дела следует, что истец состояла в браке с ответчиком с 30.07.2010 по 27.09.2019, спорная квартира была приобретена в период брака супругов Коновалова И.Г. и Коноваловой М.В.-19.12.2014, однако суд приходит к выводу о том, что на нее не распространяется режим совместной собственности супругов, исходя из следующего.
Истцом в материалы дела представлен договор от 08.04.2003 о безвозмездной передаче жилья Козловой М.В. (после заключения брака *** Коноваловой М.В.) в собственность – квартиры, расположенной по адресу: ***. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации от 30.10.2003 №19-01/00-29/2003-355-1.
Далее, 09.12.2014 Коновалова М.В. (продавец) и Фадеева Н.И. (покупатель) заключили договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ***, в соответствии с которым продавец продала покупателю вышеуказанную квартиру за 2100000 руб. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации от 20.12.2014 №19-01/115/2014-417.
В тот же день, 09.12.2014 Коновалова М.В. (покупатель) заключила договор купли-продажи с Фадеевым Д.Г. (продавец), в соответствии с которым покупатель приобрела у продавца за 1600 000 руб. квартиру, расположенную по адресу: ***. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации от 25.12.2014 №19-19-01/115/2014-418.
Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, судом установлено, что спорная квартира была приобретена исключительно на личные денежные средства, полученные от продажи квартиры по адресу: *** переданной Коноваловой М.В. по договору приватизации, покупка спорной квартиры состоялась в тот же день – 09.12.2014.
Указанные обстоятельства подтверждаются последовательностью событий по продаже истцом квартиры и приобретением спорных жилого помещения.
Учитывая одномоментность сделок, отсутствие доказательств вложения в покупку общих средств супругов либо личных сбережений ответчика, суд признает доказанным приобретение спорной квартиры на личные денежные средства истца.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик принимал участие в подготовке дела судебному разбирательству, выражал согласие с заявленными исковыми требованиями, высказал намерение добровольно сняться с регистрационного учета. Указывал на отсутствие соглашения о порядке пользования спорной квартирой. Каких-либо возражений со стороны ответчика по заявленным истцом требованиям не поступило.
В материалы дела не представлены доказательства заключения между истцом и ответчиком соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о наличии у лица права пользования жилым помещением, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Основания возникновения жилищных прав и обязанностей установлены ст. 10 Жилищного кодекса РФ, при этом регистрация по месту жительства как таковая в качестве основания возникновения жилищных прав в указанной статье не названа, в силу чего сама по себе регистрация по месту жительства при отсутствии иных необходимых установленных законом условий не влечет возникновение права пользования жилым помещением.
В силу ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Между тем по настоящему делу сведений о совместном проживании истца Коноваловой М.В. и ответчика Коновалова И.Г., материалы дела не содержат.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между истцом и ответчиком, которых в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Учитывая, что истец и ответчик не являются одной семьей, брак между ними прекращен, общее совместное хозяйство не ведется, суд считает необходимым прекратить ответчику право пользования указанным жилым помещением.
Признание гражданина прекратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия его с регистрационного учета.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Коновалдова И.Г., *** г.рождения (паспорт ***), утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***
Решение суда после вступления его в законную силу является основанием для снятия Коновалдова И.Г., *** г.рождения, с регистрационного учета по адресу: ***
Взыскать *** в пользу Коноваловой М.В. (паспорт ***) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Бастракова
Справка: мотивированное решение изготовлено 21.02.2023.