Дело № 2-2263/2022
64RS0045-01-2022-003635-49
Решение
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при секретаре Мукатаевой А.Е.,
с участием представителя истца Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Саратова в интересах К.Л.А. к Государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника №», Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности обеспечить расходными материалами в соответствии с медицинскими показаниями,
установил:
прокурор Кировского района г.Саратова, действуя в интересах КоваленкоЛ.А., обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника №» (далее – ГУЗ «СГП №»), Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности обеспечить расходными материалами в соответствии с медицинскими показаниями. В обоснование заявленных требований указал, что по обращению К.Л.А. по вопросу неполного обеспечения медицинскими изделиями была проведена проверка, по результатам которой установлено, что К.Л.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием <данные изъяты> является инвалидом <данные изъяты>. По решению врачебной комиссии К.Л.А. установлена инсулиновая помпа «<данные изъяты> Для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы: инфузионная система, резервуар, сенсоры для системы непрерывного мониторинга «<данные изъяты>», что подтверждается письмом ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, обеспечение К.Л.А. расходными материалами к инсулиновой помпе осуществляется не в полном объеме, а именно, обеспечение сенсорами для системы непрерывного мониторинга «<данные изъяты> не осуществляется с момента установки помпы по настоящее время. Для достижения компенсации основного заболевания и целевых значений гликированного гемоглобина и для того, чтобы не было осложнений на другие органы, необходим непрерывный мониторинг глюкозы (НМГ), который позволяет получить исчерпывающую информацию о низких и высоких показателях уровня глюкозы в крови, что невозможно определить путем измерения уровня глюкозы с помощью глюкометра. ГУЗ «СГП №», Министерством здравоохранения Саратовской области не организовано бесплатное обеспечение сенсорами <данные изъяты>» к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы, в связи с тем, что они не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг». Вместе с тем, согласно информационному письму ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГГГ расходным материалом к инсулиновой помпе <данные изъяты> с системой постоянного мониторирования глюкозы с принадлежностями является сенсор для мониторирования глюкозы «<данные изъяты>», замену которого необходимо производить каждые 6 дней. На момент установки помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром была включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. На данный момент К.Л.А. по жизненным показаниям обеспечена инсулиновой помпой с системой круглосуточного мониторинга гликемии, однако, в связи с необеспечением расходными материалами, данное медицинское изделие не способно в полной мере выполнять задачи, определенные его функциональным предназначением, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью К.Л.А.Л.А. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Кировского района г.Саратова, полагая, что права К.Л.А. нарушены, обратился с указанным иском в суд, просит обязать ГУЗ «СГП №», Министерство здравоохранения Саратовской области обеспечивать на постоянной основе и в полном объеме К.Л.А. необходимыми расходными материалами для инсулиновой помпы «<данные изъяты>».
Представитель истца СН.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению.
Истец К.Л.А., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили возражения на исковое заявление, согласно которым просили отказать в удовлетворении завяленных требований, указав, что К.Л.А. всеми необходимыми медицинскими расходными материалами обеспечена. Кроме того, Министерство здравоохранения Саратовской области указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с тем, что указанные изделия медицинского назначения в соответствии с законом Саратовской области 1-ЗСО должны закупаться за счет средств регионального бюджета.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - ТФОМС Саратовской области) представил отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Территориального фонда, а решение вынести в соответствии с законодательством РФ.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, возражения на исковое заявление приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999№-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ №-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в котором под № поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и под № поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная со встроенным глюкометром.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
«О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, К.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием: сахарный диабет I типа, установлена 2 группа инвалидности. После установления ей данного диагноза она состоит на медицинском обслуживании в поликлинике ГУЗ «СГП №».
По решению врачебной комиссии К.Л.А. назначена заместительная <данные изъяты>, установлена инсулиновая помпа «<данные изъяты>».
Как следует из информационного письма ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГГГ, для беспрерывной работы инсулиновой помпы необходимы: инфузионная система, резервуар, сенсоры для системы непрерывного мониторинга «<данные изъяты>».
Однако, ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №», Министерством здравоохранения Саратовской области не организовано бесплатное обеспечение сенсорами «<данные изъяты>» к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы, в связи с тем, что они не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Между тем, согласно информационному письму ООО «Медтроник» от ДД.ММ.ГГГГ расходным материалом к инсулиновой помпе Medtronic с системой постоянного мониторирования глюкозы с принадлежностями является сенсор для мониторирования глюкозы «<данные изъяты>», замену которого необходимо производить каждые 6 дней.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
«Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданским, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виллу помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенций из бюджета фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии – инсулиновая помпа с системой круглосуточного мониторинга гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы, резервуара и сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечении его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В силу приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) относится к полномочиям врачебной комиссии медицинской организации.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Саратовской области.
Оценив представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, проанализировав возражения и доводы участвующих в деле лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие лечения К.Л.А. с помощью инсулиновой помпы приводит к жизнеугрожающим для нее последствиям, что является нарушением приведенных выше конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
При этом суд исходит из того, что сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением №, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у ответчиков отсутствовали основания для отказа истцу в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе.
Отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением №, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Однако обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод ответчика о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, признаны судом несостоятельными.
Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в применении помповой инсулинотерапии, а также наличия у него противопоказаний для лечения заболевания с помощью помпы ответчиками представлено не было.
В силу приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) относится к полномочиям врачебной комиссии медицинской организации.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Саратовской области.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №» и на Министерство здравоохранения Саратовской области по обеспечению организации обеспечения К.Л.А. необходимыми расходными материалами для инсулиновой помпы «Medtronic Paradigm Real-Time» в соответствии с медицинскими показаниями.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Саратова в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кировского района г.Саратова в интересах К.Л.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Саратовская городская поликлиника №», Министерство здравоохранения Саратовской области обеспечивать на постоянной основе и в полном объеме К.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимыми расходными материалами для инсулиновой помпы «<данные изъяты>».
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение
месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 14 июня 2022 года.
Судья А.А. Волкова