25RS0009-01-2022-000620-46 № 2- 291/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лесозаводск 20.04.2022
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе судьи Гусева А.В.,
с участием прокурора Тимченко А.А.,
при секретаре Кочегаровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор просит:
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа».
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа» в течение 3 месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Лесозаводского городского округа связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа»:
- обеспечить охрану объекта (здания и территории) расположенного по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Октябрьская, д. 82, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- организовать на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны)
Обосновывает тем, что в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в нарушение подп. «б» п. 25 Требований мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организованы.
Прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Лесозаводского городского округа - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотрение дела провести в его отсутствие, с иском не согласен, поскольку в бюджете Лесозаводского городского округа на 2022 год, утвержденном решением Думы Лесозаводского городского округа от 23.12.2021 № 386-НПА, указанные расходы не предусмотрены, что делает решение суда неисполнимым. Администрация готова включить указанные расходы в бюджет на 2023 год.
Представитель ответчика МОБУ СОШ № 34 Лесозаводского городского округа просит рассмотрение дела провести в ее отсутствие, позицию администрации ЛГО, изложенную в возражениях, полностью поддерживает.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится (в том числе) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии п.п. 2, 15 ч. 3 и п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктом 25 Требований, установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 Требований).
При этом в силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 № 1006 подп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
В нарушение подп. «в» п. 25 Требований мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), не проведены.
В нарушение подп. «г» п. 25 Требований оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) не организовано.
В ходе проверок, проведенных межрайонной прокуратурой в течение 2021 года, установлено, что меры, принимаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сфере образовательной деятельности по усилению безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования не достаточны. В МОБУ СОШ до настоящего времени не осуществляется охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано; основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).
Из информации представленной администрацией Лесозаводского городского округа следует, что недостаточность доходной части бюджета городского округа не позволяет выполнить все мероприятия, предусмотренные паспортом безопасности.
Ранее межрайонной прокуратурой директору МОБУ СОШ № 34, главе Лесозаводского городского округа вносились представления об устранений выявленных нарушений, которые были признаны обоснованными, но нарушения фактически не устранены.
Указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся), поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, что способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих |и посещающих лиц, в том числе несовершеннолетних, учебное заведение лиц, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, а также ущерба имуществу муниципального образования.
Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района.
В соответствии с пп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится участие, в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Также согласно с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем образовательной организации и собственником его имущества является администрация Лесозаводского городского округа Приморского края (далее - Учредитель).
При этом, администрацией Лесозаводского городского округа не принято надлежащих мер к обеспечению МОБУ СОШ № 34 денежными средствами на приведение антитеррористической защищенности учебного заведения требованиям законодательства.
Невыполнение указанных требований может повлечь за собой опасные последствия, которые могут привести к массовой гибели людей, в том числе несовершеннолетних лиц, посетителей и работников, круг которых не определен, поскольку в каждом конкретном случае определить их количество в силу стечения жизненных обстоятельств невозможно.
Таким образом, требования, заявленные прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа».
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа» в течение 3 месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Лесозаводского городского округа связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34 Лесозаводского городского округа»:
- обеспечить охрану объекта (здания и территории) расположенного по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Октябрьская, д. 82, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- организовать на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Лесозаводский районный суд Приморского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20.04.2022.
Судья А.В. Гусев