Дело № 5-738/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 26 февраля 2021 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении,Ошуева Д.С.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Йошкар-Оле УМВД России по г. Йошкар-Оле, Макаровой М.Р.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Ошуев Д.С., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут Ошуев Д.С., находясь на бульваре Чавайна, расположенного по адресу: <адрес>, являясь участником публичного мероприятия, приуроченного к несанкционированной акции «общероссийский протест», в составе группы из трехсот человек, с целью привлечения общественного внимания с плакатом размером А2 с надпись: «<иные данные>! За тобой бесправие и нищета», будучи осведомленным об отсутствии согласования на проведение данного публичного мероприятия, принял участие в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. На неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия не реагировал.
Своим деянием Ошуев Д.С., вопреки требованию части 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании», нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании Ошуев Д.С. вину в предъявленном правонарушении не признал, в содеянном раскаялся, а так же пояснил, чтотребования сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия он слышал, но не выполнил.Правильность своих письменных объяснении подтвердил.
Как следует из объяснений Ошуева Д.С., что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 15 часов 30 минут, находясь на бульваре Чавайна, расположенного по адресу: <адрес>, он являлся участником публичного мероприятия в составе группы из трехсот человек. В руках держал плакат размером А2 с надписью: «Путин, остановись! За тобой бесправие и нищета». Уходя от сотрудников полиции выронил из рук плакат. Где он сейчас находится, ему неизвестно, поднимать не стал. Через плакат хотел донести свою позицию народу и власти. Свою вину признает, раскаивается.
Должностное лицо Макарова М.Р.объем предъявленного правонарушения поддержала.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, просмотрев фото и видеоматериал, допросив свидетеля ЧИВ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 6- Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством РФ.
В пункте 33 постановления от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, разъяснил, что участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Согласно ответу Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, уведомления о намерении провести публичные мероприятия в период с 22 по ДД.ММ.ГГГГ в министерство не поступали.
Как следует из ответа администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, уведомления о запланированных публичных мероприятиях протестного характера не поступали.
Из просмотренной видеозаписи следует, что ОшуевД.С.идет с митингующими, затем стояна скамейке, поднял плакат с надписью «Путин <иные данные>
Из письменных объяснений ЧИВ от ДД.ММ.ГГГГ, достоверность которых в судебном заседании ЧИВ подредила, следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут осуществлялась охрана общественного порядка на <адрес>. К 14 часам 00 минут на площади Ленина начали собираться граждане, которые начали выкрикивать лозунги, разворачивать плакаты с различными надписями политического характера. В целях недопущения участия граждан в несанкционированном митинге и нарушения Федерального закона № 54 от 19 июня 2004 года, она, находясь на площади, неоднократно объявляла в громкоговоритель всем присутствующим гражданам о том, чтобы они разошлись и не принимали участие в несогласованном публичном мероприятии, что они нарушают требования ФЗ №54 от 19 июня 2004 года и что за участие в таких мероприятиях предусмотрена ответственность. Затем он проследовала за группой граждан, которые шли по бульвару Чавайна в сторону ул.Эшкинина. При этом она неоднократно предупреждала всех присутствующих граждан, что они нарушают требования Федерального закона № 54 –ФЗ от 19 июня 2004 года, и что за участие в таких мероприятиях предусмотрена ответственность в соответствии с законом.
Изобъяснении свидетеля ЧИВ следует, что Ошуев Д.С. о предупрежденияхтак же слышал.
Из рапорта ОУР УМВД России по г. Йошкар-Ола ПНВ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 55 минут на бульваре <адрес> был задержан Ошуев Д.С. за участие в несанкционированном мероприятии, приуроченном к несанкционированной акции «Общероссийский протест» в форме шествия и доставлен в УМВД России по г. Йошкар-Оле.
Как следует из объяснений ХДН, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлял охрану общественного порядка при проведении несанкционированной протестной акции в поддержку Навального. Примерно в 15 часов 30 минут, когда толпа шла по б. Чавайна возле <адрес>, он увидел, Ошуева Д.С., как он, идя в толпе, вскочил на бордюр, поднял плакат с надписью «<иные данные> Он так же что-то кричал. Ранее Ошуев Д.С. попадал в поле зрения ЦПЭ МВД по РМЭ как организатор и агитаторпротестных акций в поддержку А.Навального. ДД.ММ.ГГГГ Ошуев Д.С. до начала протестных акций уже был доставлен в УМВД по РМЭ по г. Йошкар-Ола и после того, как был отпущен, присоединился к протестной акции.
Таким образом, своим деянием Ошуев Д.С., являющийся участником несогласованного публичного мероприятия, не выполнил требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, а именно в составе группы граждан изтрехсот человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения и требования сотрудников полиции, продолжая держать плакат с надписью:«Путин Остановись, за тобой бесправие и нищета», тем самым принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.
Вывод о доказанности вины Ошуева Д.С. основаны: рапортом о/у ОУР УМВД России по г. Йошкар-Ола ПНВ от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения ЧИВ, ХДН, иОшуева Д.С., ответами на запросы, фото и видеоматериаломв совокупности с протоколом об административном правонарушении, устанавливают одни и те же факты. Указанные доказательства не имеют существенных противоречий, согласуются между собой, поэтому признаю их достоверными и правдивыми, беру их в основу выносимого постановления.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Ошуева Д.С., по делу не усматривается.
При назначении наказания учитывается требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначается с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного положения, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и других заслуживающих внимание обстоятельств.
В качестве смягчающих обстоятельств являются признание вины, раскаяние в содеянном, молодой возраст.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суду не представлено.
Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Учитывая, что деяние посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношении, направленные на обеспечение законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорированииОшуевым Д.С. требований вышеуказанных норм, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Объектом вменяемого правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, являющие составными частями для поддержания гражданского мира и согласие в стране, обеспечение которых представляет собой важнейшую функцию государства, направленнуюпрежде всего на защиту жизни и здоровья граждан.
Учитывая, что в силу назначения объекта в нем осуществляется массовое пребывание людей, выявленным нарушением затрагиваются права граждан, в том числе, на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых также гарантируется Конституцией Российской Федерации (статьи 41, 45 Конституции Российской Федерации), следовательно, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, за совершение данного правонарушения не подлежит назначению административное наказание в виде штрафа, поскольку создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
На основе всесторонней оценки содеянного и личности правонарушителя, исходя из положений статей 3.13, 4.1, 4.2 КоАП РФ, оценив обстоятельства конкретного дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Ошуевым Д.С. административного правонарушения, его личности, имущественного и семейного положения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающего обстоятельств, прихожу к выводу о действительной необходимости применения в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ) административного наказания в виде обязательных работ, так как именно такая мера государственного принуждения достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Ошуев Д.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде обязательных работ на срок тридцать пять часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление составлено 26 февраля 2021 года
Судья Р.Я. Сабирьянов