Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-816/2022 ~ М-363/2022 от 25.01.2022

№ 2-816/2022

УИД 50RS0044-01-2022-000505-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года              г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Сабировой А.Т.,

с участием истца Виноградовой Т.В., представителя ответчика Осиной Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-816/2022 по иску Виноградовой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Виноградова Т.В. обратилась в суд с иском и просит признать незаконным решение ГУ-ГУПФР №4 по г. Москве и Московской области от 21.10.2021 № 210000425843/1466892/21 об отказе в назначении пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 12.05.1992 по 29.11.1992 в должности воспитателя Объединения детских дошкольных учреждений, с 30.11.1992 по 30.10.1995, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 24.11.1993 по 30.10.1995, в должности воспитателя Объединения муниципальных дошкольных учреждений, период работы с 13.11.1995 по 04.12.1997 в должности воспитателя в Учебно-педагогическом комплексе «Радость», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 03.08.2021.

Свои требования мотивирует тем, что 23.09.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ-ГУФПР №4 по г. Москве и Московской области от 21.10.2021 № 210000425843/1466892/21 в назначении пенсии ей было отказа из-за отсутствия требуемого специального стажа. В расчет специального стажа включены бесспорно только 22 года 9 мес. 10 дней. Истец не согласна с решением ответчика об отказе во включении в специальный стаж, поскольку в спорные периоды фактически она работала в должности воспитателя в дошкольном учреждении, являвшимся ясли-садом, которое входило в состав Объединения детских дошкольных учреждений, а в последующем в Объединение муниципальных дошкольных учреждений. Все указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, выполняла образовательные программы дошкольного образования, занималась обучением и воспитанием детей дошкольного возраста. С учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж, право на назначение пенсии у истца возникло с 03.02.2020.

Истец Виноградова Т.В. в судебном заседании поддержала свои требования, пояснила, что с заявлением о назначении пенсии она обратилась в феврале 2021г., отказа по ее обращению не было. В назначении пенсии отказано по обращению в сентябре 2021г. Пенсию просит назначить с 03.08.2021, по истечении 1,5 года после возникновения права на нее.

Представитель ответчика ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области Осина Н.В. в судебном заседании поддержала письменные объяснения, из которых усматривается, что спорные периоды работы истца не могут быть приняты к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, т.к. Списками не предусмотрены такие наименования учреждений как «объедение детских дошкольных учреждений» «объединение муниципальных дошкольных учреждений», «учебно-педагогический комплекс». У Управления нет права самим расширять Списки, утвержденные постановление Правительства РФ, а также оценивать такие факторы как характер и условия труда исходя из аналогии (л.д. 29-30). Пояснила, что в феврале 2021г. истец обратилась в пенсионный отдел для проверки специального стажа, с заявлением о назначении пенсии он обратилась только 23.09.2021.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, Виноградова Т.В. 23.09.2021 обратилась в ГУ-ГУПФР №4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 46-50).

Ранее, 20.02.2021, Виноградова Т.В. обращалась в пенсионный отдел с заявление о проведении заблаговременной работе по назначению страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 67-69).

Решением ГУ- Главного Управления пенсионного фонда РФ №4 по г.Москве и Московской области от 23.09.2021 № 210000425843/1466892/21 в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 6).

Согласно приложению к решению ГУ-УПФР №4 по г.Москве и Московской области, страховой стаж истца на 04.06.2021 составил 28 лет 10 месяцев 23 дня, специальный стаж – 22 года 09 месяцев 10 дней. Периоды работы с 12.05.1992 по 29.11.1992 в должности воспитателя в Объединении детских дошкольных учреждений, с 30.11.1992 по 30.10.1995 в должности воспитателя в Объединении муниципальных дошкольных учреждений, с 13.11.1995 по 04.12.1997 в должности воспитателя Учебно-педагогического комплекса «Радость» включить в специальный стаж работы невозможно, т.к. разделами Списка «Наименование учреждений» не предусмотрены учреждения для детей с таким наименованием, в которых работала истец (л.д. 6-8,32-37).

В соответствии с копией трудовой книжки истца (л.д. 9-12), 01.08.1990 истец принята воспитателем в детский сад № 14 в эксплуатационно-производственное объединение Научного центра биологических исследований АН СССР, 12.05.1992 создано объединение детских дошкольных учреждений ПНЦ РАН, 30.11.1992 создано объединение муниципальных дошкольных учреждений, 30.10.1995 истец уволена. 13.11.1995 Виноградова Т.В. принят воспитателем в детский сад учебно-педагогического комплекса «Радость», 05.12.1997 УПК «Радость» переименовано в начальную школу-детский сад «Радость», где истец проработала до 17.07.2000.

Представлены копии приказов о приеме и переводе истца в спорный период (л.д. 14-15), архивная выписка об имеющихся приказах в отношении Виноградовой (Першиной) Т.В. (л.д. 16-17).

Как усматривается из справки ФГБУН ФИЦ ПНЦБИ РАН от 24.11.2021, в соответствии с распоряжением Президиума Академии наук СССР № 10115-1473 от 03.11.1988 в г. Пущино было образовано Эксплуатационно-производственное объединение Научного центра биологических исследований АН СССР (далее – ЭПО). В число структурных подразделений ЭПО вошли ясли-сады города, в частности я/с № 14, где работала воспитателем Виноградова (Першина) Т.В. В связи с прекращением деятельности ЭПО в 1992г. на базе выделенных из его состава яслей-садов было создано Объединение детских дошкольных учреждений (далее – ОДДУ) Пущинского научного центра Российской академии наук. Согласно приказу ПНЦ РАН № 134-к от 30.11.1992 ОДДУ перешло в муниципальную собственность как Объединение муниципальных дошкольных учреждений (л.д. 13).

На основании приказа Пущинского научного центра РАН от 12.05.1992 № 20-р, созданы на базе яслей-садов № 14, 15,110,111 и 2 Объединение детских дошкольных учреждений Пущинского научного центра РАН (л.д. 21).

Приказом от 30.11.1992 № 134-к Исполнительного директора Объединенных детских дошкольных учреждений РАН ПНЦ с 30.11.1992 все работники яслей-садов Объединения переведены в Объединение муниципальных дошкольных учреждений г. Пущино (л.д. 18).

Представлена копия личной карточки истца (л.д. 19-20).

Из справки МБОУ «СОШ №9» следует. что с 26.12.1985 ясли-сад № 23 находился в ведомстве завода «Металлист» г. Серпухова. 13.09.1993 переведен в ведомство Комитета по образованию администрации г.Серпухов. Ясли сад № 23 Комитета по образованию администрации г. Серпухова переименован в учебно-педагогический комплекс «Радость» с 01.09.1994 на основании Постановления Главы администрации г.Серпухова от 27.06.1994 № 759. Учебно-педагогический комплекс «Радость» переименован в МОУ начальная школа-детский сад «Радость» с 05.12.1997 на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица № 223 от 05.12.1997. МОУ начальная школа-детский сад «Радость» переименовано МОУ прогимназия «Радость» с 15.04.2003 на основании приказа от 17.03.2003 № 65. Муниципальное образовательное учреждение прогимназия «Радость» изменено на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Радость» на основании Постановления Главы города Серпухов Московской области от 23.04.2015 № 312. МДОУ детский сад № 23 «Радость» с 07.09.2021 реорганизовано в порядке присоединения к МБОУ «СОШ № 9» (л.д.22).

Согласно справке МБОУ МОШ №9 от 09.11.2021, Виноградова Т.В. работала с 13.11.1995 в должности воспитателя по 17.07.2000, имела педагогическую нагрузку 36 часов в неделю (л.д. 23).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Виноградова Т.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 17.09.1997 (л.д. 55-66).

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, … устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложение N 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ срока.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 19 п. 1, п. 2 ст. 27).

Правительство Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшийся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 4 Правил N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

    Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся, в частности, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центры развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.

В спорные периоды работы истца действовали список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, которым поименованы воспитатели дошкольных образовательных учреждений (детских садов, садов-яслей, детских яслей), а также учителя в школах всех типов и наименований.

Пунктом 2 названного Постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Разделом 924003 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003 (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которым в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (подпункт 4 пункта 1 раздела "Учителя и иные работники просвещения").

Тот факт, что объединение дошкольных учреждений и учебно-педагогический комплекс прямо не предусмотрены Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в детском дошкольном учреждении из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Судом установлено, что при подсчете специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы в должности воспитателя объединения дошкольных учреждений и учебно-педагогического комплекса были исключены в связи с тем, что в Разделе 1 Списка «Наименование учреждений» не предусмотрены учреждения с таким наименованием.

Материалами дела подтверждается, что истец Виноградова Т.В. в спорные периоды работала в дошкольном учреждении полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполняла функции воспитателя, находилась непосредственно с детьми, осуществляя педагогическую деятельность. Характер работы истца при перемене наименования учреждения не изменялся. Организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионной обеспечение.

Таким образом, периоды работы истца с 12.05.1992 по 29.11.1992 в должности воспитателя Объединения детских дошкольных учреждений, с 30.11.1992 по 23.11.1993 в должности воспитателя Объединения муниципальных дошкольных учреждений, с 13.11.1995 по 04.12.1997 в должности воспитателя Учебно-педагогического комплекса «Радость» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При приобретении необходимого стажа в 2020 году, назначение пенсии отложено на 24 месяца.

При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев (при стаже в 2019г.), на 1 год 6 месяцев (при стаже в 2020г.) со дня возникновения такого права.

При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.

Принимая во внимание периоды работы, включенные ответчиком в специальный стаж истца, всего 22 года 09 мес. 10 дней, с учетом включения судом периодов работы (3 года 7 мес. 3 дня), специальный стаж истца на дату проверки, 04.06.2021, составил 26 лет 04 мес. 13 дней, то есть право у истца на пенсию возникло 21.01.2020, в связи с чем, пенсия может быть назначена по истечении 1 года 6 мес. после возникновения у истца права на пенсию, но не ранее даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 23.09.2021. Доказательств, подтверждающих обращение истца с заявлением о назначении пенсии ранее 23.09.2021, в материалы дела не представлено. В феврале 2021г. Виноградова Т.В. обращалась в пенсионный орган для проверки документов и стажа, что нельзя расценивать как заявление о назначении пенсии.

При таких обстоятельствах, требования истца о назначении ей досрочной страховой пенсии с 03.08.2021 не подлежат удовлетворению, пенсия надлежит назначить с 23.09.2021.

Также суд не находит оснований для признания незаконным решения ГУ-ГУПФР №4 по г. Москве и Московской области от 21.10.2021 № 210000425843/1466892/21 об отказе истцу в установлении пенсии, поскольку принимая оспариваемое решение ответчик руководствовался действующими Списками и Правилами, в которых отсутствуют учреждения, в которых работала истец, самостоятельно оценивать характер и условия труда пенсионный орган не вправе.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Включить Виноградовой Татьяне Владимировне в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с 12.05.1992 по 29.11.1992 в должности воспитателя Объединения детских дошкольных учреждений, с 30.11.1992 по 23.11.1993 в должности воспитателя Объединения муниципальных дошкольных учреждений, с 13.11.1995 по 04.12.1997 в должности воспитателя Учебно-педагогического комплекса «Радость».

Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области назначить Виноградовой Татьяне Владимировне страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 23 сентября 2021 г.

Исковые требования Виноградовой Татьяны Владимировны о признании незаконным решения ГУ-ГУПФР №4 по г. Москве и Московской области от 21.10.2021 № 210000425843/1466892/21, назначении досрочной пенсии с 03.08.2021, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий судья:                  Ю.А. Калашникова

Решение суда в окончательной форме составлено 30 марта 2022 г.

2-816/2022 ~ М-363/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Виноградова Татьяна Владимировна
Ответчики
ГУ-Главное управление ПФР № 4 по г.Москве и Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Калашникова Юлия Андреевна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Подготовка дела (собеседование)
21.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Дело оформлено
22.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее