Судья: Иванова О.Б. адм. дело № 33а-12104/2021
№ 2а-2512/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Ромадановой И.А., Пинчук С.В.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Ставропольский Самарской области на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июля 2021 года по административному делу № 2а-2512/2021 по административному иску Шепелева А.В. к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконными бездействия, обязании устранения нарушений,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителей административного ответчика Администрации м.р. Ставропольский Самарской области Станкиной М.Н., заинтересованного лица Министерства управления финансами Самарской области Инкиной Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шепелев А.В. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконными бездействия, обязании устранения нарушений.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № № от ДД.ММ.ГГГГ г. ему и его супруге Шепелевой Т.И. предоставлен в общую совместную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером №. Указанный земельный участок расположен на окраине села Подстепки с существенным удалением от всех коммуникаций. Предоставленные многодетным семьям земельные участки на указанной выше территории не в полной мере отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, при этом вопрос обеспечения инженерной инфраструктурой указанных земельных участков не разрешен по настоящее время, нет необходимой транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, водоснабжения питьевой водой, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения и других элементов инфраструктуры, присущих населенным пунктам для полноценного проживания семей. Выделенный участок не был выделен в натуре и не была осуществлена его привязка к территории, что не дает возможности даже физически определить его точное местонахождение. Отсутствие коммуникаций и необходимой инфраструктуры на предоставленном административным ответчиком его семье земельном участке и рядом с ним, нарушает его права и права его многодетной семьи в части использования его по назначению в целях индивидуального жилищного строительства. Бездействие административных ответчиков по обеспечению земельных участков, выделенных многодетным семьям, объектами инфраструктуры на протяжении многих лет является незаконным. До настоящего времени органом местного самоуправления не разработан комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры. С момента формирования участка и предоставления его семье прошло три года. Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией муниципального образования Ставропольского района Самарской области должных мер для обеспечения данного земельного участка, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
На основании изложенного, с учетом уточнения, просил признать незаконным бездействие Администрации Ставропольского муниципального района Самарской области, в виде не обеспечения до момента выделения участка его семье для строительства жилья и проживания в нем, а также в разумные сроки уже после выделения данного участка всей инфраструктуры, необходимой для комфортного проживания на данной территории, длящееся с 17.06.2019 года по настоящее время в отношении него и его семьи; обязать Администрацию Ставропольского муниципального района Самарской области в течение года устранить данное нарушение и обеспечить вышеназванный земельный участок, принадлежащий ему на праве долевой собственности всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе произвести привязку территории в натуре, разметив границы участка на территории, провести к участку электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожное покрытие до дорог общего пользования, обеспечить регулярное движение общественного транспорта.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июля 2021 г. постановлено следующее: «Удовлетворить частично административный иск Шепелева А.В..
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области по необеспечению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> инфраструктурой с 17.06.2019 года.
Возложить на Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подвести к земельному участку Шепелева А.В. с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, дорожного покрытия до дороги местного значения. Разметить границы земельного участка на территории.
В удовлетворении остальной части иска отказать» (л.д. 169-188).
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Ставропольский Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 191-201).
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно ст. 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Из материалов дела следует, что административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия Администрации Ставропольского муниципального района Самарской области, в виде не обеспечения до момента выделения участка его семье для строительства жилья и проживания в нем, а также в разумные сроки уже после выделения данного участка всей инфраструктуры, необходимой для комфортного проживания на данной территории, длящееся с 17.06.2019 года по настоящее время в отношении него и его семьи; обязании Администрацию Ставропольского муниципального района Самарской области в кратчайшие сроки устранить данное нарушение и обеспечить вышеназванный земельный участок, принадлежащий ему на праве долевой собственности всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, в том числе произвести привязку территории в натуре, разметив границы участка на территории, провести к участку электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, дорожное покрытие до дорог общего пользования, обеспечить регулярное движение общественного транспорта.
Между тем, в материалы дела представлено соглашение № 1 «О передаче осуществления части полномочий сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области на уровень муниципального района Ставропольский Самарской области.
Суд признал доводы административного ответчика, основанные на данном Соглашении, необоснованными, сославшись на ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако указанная норма закона не применима в данном случае, поскольку регламентирует вопросы, относящиеся к местному значению муниципального, городского округа.
При этом согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статья 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 N 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» закрепляет за сельскими поселениями Самарской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства и направления уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 22, 24 - 27, 31, 32, 33.1 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм закона, суду первой инстанции при новом рассмотрении дела надлежит привлечь к участию в деле качестве административного соответчика администрацию с.п. Подстепки Ставропольского района Самарской области, установить круг ответственности администрации муниципального района Ставропольский Самарской области и администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области и определить надлежащих административных ответчиков по каждому заявленному административным истцом требованию.
Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, внесен в региональную программу газификации Самарской области на 2020-2024 годы, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа обществом с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания», утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 261 от 24.12.2020 г.
При таких обстоятельствах, поскольку заявленные административным истцом требования затрагивают интересы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, не привлеченного к участию в административном деле, а также судом не определенен надлежащим образом круг ответчиков по делу, решение суда подлежит отмене с направлением дела в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июля 2021 г. отменить.
Дело направить в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области на новое рассмотрение в ином составе суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: