Решение
Именем Российской Федерации
7 апреля 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего федерального судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МартА.й Азы Г. об установлении факта принятия наследства,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Мартазановй А.Г. – Лолохоева Б. Б., ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> ее смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка с домом, расположенного по адресу: РИ, Насыр-Кортский АО, <адрес>. После смерти матери она фактически приняла наследство, где в настоящее время проживает, занимается текущим ремонтом. Она обратилась к Нотариусу Назрановского нотариального округа РИ с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, на что получила отказ на основании отсутствия правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на недвижимое имущество. Установление факта принятия наследства ей необходимо для оформления прав на наследственное имущество.
Заявитель надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела не явилась. Просила рассмотреть дело без ее участия.
Заинтересованная сторона Нотариус Назрановского нотариального округа РИ надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела не явилась.
Исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
Из выписки из похозяйственной книги выданной администрацией Насыр-Кортского а/о <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лолохоева Б.Б. проживала на момент смерти по адресу: РИ, м/о Насыр-Кортский, <адрес>, принадлежащей ей на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 1000 кв.м.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение" заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства (п. 9 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик) может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если орган, совершающий нотариальные действия, не вправе выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности соответствующих документов, необходимых для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение наследственным имуществом.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
Как следует из свидетельства о смерти серии 1-РГ № Лолохоева Б.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись №.
Согласно справке № выданной ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Насыр-Кортского АО, МартА. А.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, м/о Насыр-Кортский, <адрес> и имеет состав семьи: мать – Лолохоева Б.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживавшей на момент смерти с дочерью МартА.й А.Г.
Нотариус своим постановлением отказал заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с отсутствием правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на недвижимое имущество..
Из представленных доказательств усматривается принадлежность Лолохоевой Б.Б. домовладение общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: РИ, м/о Насыр-Кортский, <адрес> и установлено, что МартА. А.Г. является ее дочерью.
Учитывая, что установление факта принятия наследства влекут для заявителя юридические последствия, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, п.9 ст.264 ГПК РФ,
решил:
Заявление МартА.й Азы Г. об установлении факта принятия наследства удовлетворить в полном объеме.
Установить факт принятия МартА.й Азой Г. наследства, оставшегося после смерти Лолохоевой Б. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящей из домовладения, расположенной по адресу: <адрес>, Насыр-Кортский АО, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья