Дело № 2-1244/2023
УИД 26RS0029-01-2023-001303-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2023 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сотникова Н.В.,
при секретаре Хохловой А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по иску Соболева С. Н. к администрации г. Пятигорска о признании реестровой ошибки в координатах характерных и поворотных точек земельного участка и сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка, признании границы земельного участка не установленными и исключении сведения о координатах и границах земельного участка, установлении координат границ земельного участка,
установил:
Соболев С.Н. обратился в суд с иском к администрации города Пятигорска о признании реестровой ошибки в координатах характерных и поворотных точек земельного участка и сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка, признании границы земельного участка не установленными и исключении сведения о координатах и границах земельного участка, установлении координат границ земельного участка.
В последствии Соболев С.Н. заявленные исковые требования уточнил, просил признать наличие реестровой ошибки в координатах характерных и поворотных точек земельного участка и сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, признании границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не установленными и исключить сведения о координатах и границах земельного участка с кадастровым номером № из единого государственного реестра недвижимости, об установлении координат границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, установлении координат границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в следующих точках:
В точке <данные изъяты>.
Сведения о частях границ образуемого земельного участка: <данные изъяты>.
В судебное заседание истец Соболев С.Н. и его полномочный представитель, действующая на основании доверенности Русакова Н.А. не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также
представитель истца заявленные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме по основаниям изложенным в иске, указав, что Соболеву С.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 78,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, который находится в его пользовании на праве собственности. Во время проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по указанному адресу, выяснилось, что при установлении границ и площади земельного участка с кадастровым номером была допущена реестровая ошибка. Место положение и план переданного ему земельного участка утверждены главой администрации г. Пятигорска, указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в условных границах. Соболевым С.Н. были проведены межевые работы для уточнения координат и постановки указанного участка на государственный кадастровый учет. После проведения межевых работ и согласования границ земельного участка со смежным землепользователем, в том числе и с администрацией г. Пятигорска, который является собственником прилегающего земельного участка, истец обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по СК для постановки на кадастровый учет земельного участка, но получил отказ в осуществлении кадастрового учета, в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером № указанные выше обстоятельства являются недопустимыми и нарушают права как пользователя земельного участка. Место положение и план переданного земельного участка утверждены не были администрацией города.
Соболевым С.Н. получена пояснительная записка кадастрового инженера из которой следует, что граница на местности в отношении земельного участка с КН № расположенного по указанному адресу ранее была сформирована таким образом, что строение вспомогательного использования гараж не вошло в границы земельного участка, на котором фактически расположено, в связи с чем согласно ст.43.1 ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» была подготовлена схема для уточнения границы учтенного земельного участка. В настоящее время местоположение границ и площадь не соответствуют сведениям ГКН, на территории земельного участка расположен объекты вспомогательного значения. Указанные обстоятельства явно нарушают истца права как собственника. Таким образом, считает, что были неверно определены границы земельного участка с кадастровым номером №.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Пятигорска Рыбина Е. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования не признала, просила отказать.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд исследовав письменные материалы дела, оценивая добытые доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (статья 46), в том числе и юридическим лицам (статья 47) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).
В соответствии с положениями статей 12, 38 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (статьи 55 и 67 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 01 января 2017 года) сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений, в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, и содержащие такие сведения документы подлежали включению в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона от 02 февраля 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Так, при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу ч. 3 ст. 45 и ст. 7 Закона о кадастре подлежали включению в ГКН. С 01 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости в соответствии со статьями 8, 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков считаются установленными.
При внесении в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
При не совершении данных действий такие правообладатели были вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана по правилам Закона «О кадастровой деятельности». Сведения об уточненных границах в этом случае подлежали внесению в кадастр по правилам данного закона, регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости, а с 01 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости по правилам, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 10 ст. 22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие право на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Как установлено в судебном заседании, истцу Соболеву С.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 78,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, который находится в его пользовании на праве собственности.
Во время проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по указанному адресу, выяснилось, что при установлении границ и площади земельного участка с кадастровым номером была допущена реестровая ошибка.
Место положение и план переданного ему земельного участка утверждены главой администрации г. Пятигорска, указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в условных границах.
Истцом Соболевым С.Н. проведены межевые работы для уточнения координат и постановки указанного участка на государственный кадастровый учет. После проведения межевых работ и согласования границ земельного участка со смежным землепользователем, в том числе и с администрацией г. Пятигорска, которая является собственником прилегающего земельного участка, истец обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по СК для постановки на кадастровый учет земельного участка, но получил отказ в осуществлении кадастрового учета, в связи с наложением границ земельного участка с кадастровым номером № указанные выше обстоятельства являются недопустимыми и нарушают права как пользователя земельного участка.
Место положение и план переданного земельного участка утверждены не были администрацией города.
Истцом Соболевым С.Н. получена пояснительная записка кадастрового инженера из которой следует, что граница на местности в отношении земельного участка с КН № расположенного по указанному адресу ранее была сформирована таким образом, что строение вспомогательного использования гараж не вошло в границы земельного участка, на котором фактически расположено, в связи с чем согласно ст.43.1 ФЗ от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости» была подготовлена схема для уточнения границы учтенного земельного участка.
В настоящее время местоположение границ и площадь не соответствуют сведениям ГКН, на территории земельного участка расположен объекты вспомогательного значения. Указанные обстоятельства явно нарушают истца права как собственника.
Таким образом, неверно определены границы земельного участка с кадастровым номером №.
Предметом доказывания по заявленному требованию являются возникшие в процессе осуществления кадастровых работ ошибки в определении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером №, воспроизведенным впоследствии в ЕГРН.
Как следует из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ года, в результате проведенного по поручению суда исследования, было установлено, что фактические границы земельного участка границам этого участка согласно сведениям ЕГРН, в том числе первоначальным документам, материалам межевания не соответствуют:
расстояние между фактическими границами земельного участка с кадастровым номером № и границами, описанными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ (по уточнению границ исходного земельного участка с кадастровым номером №) н1-н3 колеблется от 0,40 до 1,3 м, что не соответствует п.1 Приложения 1 к требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения. Установленное несоответствие между фактическими границами земельного участка с кадастровым номером № и границами этого земельного участка, описанными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ (по уточнению границ исходного земельного участка с кадастровым номером №) характерные точки н1-н3 колеблется от 0,40 до 1,3 м., является следствием реестровой ошибки. Для исправления реестровой ошибки необходимо внести следующие изменения в сведения ЕГРН для исправления реестровой ошибки по фактическому расположению (пользованию) земельного участка с кадастровым номером №, в следующих точках: в точке <данные изъяты>
В соответствии с частями 3, 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка может быть исправлена по инициативе правообладателя земельного участка, органа местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах которого расположен земельный участок (при проведении комплексных кадастровых работ по межеванию земельных участков в границах определенных территорий, заказчиком по которым являются указанные публичные органы), органа регистрации прав. При этом исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. По инициативе правообладателя земельного участка с учетом пункта 7 части 2 статьи 14, статей 22, 43 Закона № 218-ФЗ, статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности) реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о его местоположения и площади подлежит исправлению на основании: заявления правообладателя земельного участка и межевого плана, в котором будут содержаться сведения, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки и необходимые для ее исправления сведения, а также акт согласования местоположения границ, в том числе если требуется уточнение (исправление реестровой ошибки) сведений ЕГРН о местоположении смежных ему земельных участков; заявления правообладателя или любого иного заинтересованного лица и межевого плана, подготовленного на основании решения суда об исправлении реестровой ошибки, а в случае, если необходимые для ее исправления сведения содержатся в решении суда – только такого заявления и решения суда без предоставления межевого документа. По инициативе органов местного самоуправления, государственной власти субъекта Российской Федерации (заказчика комплексных кадастровых работ) с учетом части 2 статьи 42.1, статьи 42.4 Закона о кадастровой деятельности, части 3 статьи 19, части 3 статьи 43 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и его площади подлежит исправлению на основании заявления заказчика комплексных кадастровых работ и карты-плана территории, составленной по итогам проведения кадастровых работ. Орган регистрации прав также вправе самостоятельно исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении и площади земельного участка.
В соответствии с части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. При получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации. Согласно части 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ по истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения, указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов. Орган регистрации прав не вправе вносить изменения в сведения ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка в порядке, установленном части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, в случае, если: имеющиеся в распоряжении органа регистрации прав документы и сведения не позволяют определить местоположение границ земельного участка с нормативно установленной точностью; площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки будет отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на пять процентов; исправление реестровой ошибки может повлечь прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В указанных случаях при получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки, содержащего информацию о невозможности определения границ земельного участка, в сведениях о местоположении которого выявлена реестровая ошибка, с указанием причин, заинтересованное лицо также вправе обратиться за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
Фактическая граница земельного участка – это существующие на местности объекты искусственного происхождения (заборы, столбы, стены домов или хозяйственных построек, дороги, проезды и т. д.) или естественного происхождения (лесополосы, овраги, реки и т. п.), которые визуально отделяют один участок от других и позволяют определить его на местности.
Для исследования по поставленному перед экспертом ФИО3 судом вопроса были проведены геодезические работы по определению фактических границ исследуемого земельного участка.
Рекогносцировка местности, с целью определить, существуют ли на местности пункты ГГС и ориентировочно наметить схему геодезических построений. Натурное исследование фактических границ исследуемого земельного участка на местности, а также строений и сооружений, находящихся на исследуемом земельном участке, подлежащих координированию в процессе проведения геодезических работ. Натурное обследование местности и геодезическая съемка проводились в присутствии представителя правообладателя исследуемого земельного участка. Проведение горизонтальной топографической съемки исследуемой местности.
Точность определения координат характерных точек исследуемого земельного участка производилась в соответствии с Пункт 6 Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения».
В соответствии с Пункт 6 Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения», средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границ земельного участка для категории земель - земли населенных пунктов должно составлять не более 01, м.
Фактические границы – существующие на момент производства исследования границы земельного участка, определяемые в натуре искусственными ограждениями различными строениями расположенные по всему периметру земельного участка.
При натурном исследовании земельного участка определена фактическая площадь и координаты земельного участка. Экспертом установлена фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером №, в следующих точках: в точке <данные изъяты>
Кроме того, согласно ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» в редакции, действовавшей на момент проведения межевания земельного участка ответчика, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования; 4) аренды.
Таким образом, нормативно установленный порядок согласования границ земельного участка при его межевании был нарушен. Нужно отметить, что само по себе нарушение процедуры межевания не может влечь его признание недействительным; обязательным условием этого является нарушение прав лица, с которым согласование границ земельного участка не было произведено, в данном случае с истцом. В рассматриваемом случае такие нарушения имеются, поскольку межевание земельного участка привело к наложению границ земельных участков истца. Границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о который внесены в ГКН на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ не были согласованы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», заявление требования об установлении границ земельного участка является одним из допустимых способов разрешения спора о правах на недвижимое имущество.
В соответствии с положениями статей 12, 38 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (статьи 55 и 67 ГПК РФ).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ, ст. 64 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений, в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, и содержащие такие сведения документы подлежали включению в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Так, при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу ч. 3 ст. 45 и ст. 7 Закона о кадастре подлежали включению в ГКН. Такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости в соответствии со статьями 8, 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН.
В этом случае границы земельных участков считаются установленными. При внесении в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
При не совершении данных действий такие правообладатели были вправе уточнить границы участков путем составления межевого плана по правилам Закона «О кадастровой деятельности». Сведения об уточненных границах в этом случае подлежали внесению в кадастр по правилам данного закона, регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости, а такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости по правилам, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 10 ст. 22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Так разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Соболева С.Н. обоснованы и подлежат удовлетворению, так как имеются препятствия к реализации его прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 64 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в Реестр объектов недвижимости вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); кадастровые номера смежных земельных участков; дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов). Сведения, указанные в подпунктах 9 и 10 пункта 63, пункте 64, подпунктах 2 и 3 пункта 65 Порядка, вносятся в Реестр на основании межевого плана (пункт 71 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
Исходя приведенных выше законоположений, земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного Федерального закона, и земельные участки, или кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.
Вместе с тем не установление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеется реестровая ошибка, воспроизведенная из результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 26:29:090308:234, реестровая ошибка допущена в результате проведения кадастровых работ.
Доказательств обратного в судебное заседание не представлено.
Реестровая ошибка в местоположении границ участка подлежит исправлению в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в соответствии с которой, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ГПК РФ заключение эксперта оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.
Суд отдает предпочтение заключению экспертизы, выполненному экспертом. Оснований не доверять выводам судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку она назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы не представлено. Экспертиза проведена полномочным на то лицом – экспертом ФИО4, который имеет высшее профессиональное образование по специальности «Прикладная геодезия», квалификация «Инженер», диплом о высшем образовании № № <данные изъяты> рег. № от ДД.ММ.ГГГГ, квалификационный аттестат кадастрового инженера № идентификационный номер аттестата № выдан Министерством экономического развития Ставропольского края, протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы по специальности 17 лет. Стаж работы экспертом 4 года.
Оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется. Экспертиза проведена по доброкачественным материалам, предоставленным на исследование в достаточном количестве. При производстве экспертизы соблюден процессуальный порядок подготовки, назначения и проведения экспертизы. Заключение научно обоснованно, исследовательская часть заключения соответствует заключительной части (выводам) и отражает разрешение поставленных перед экспертом вопросов. Сомнения в правильности данного заключения у суда не имеется.
В условиях гражданского процесса в соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений на заявленные требования.
Учитывая изложенное, основываясь на исследованных в судебном заседании материалах дела, заключении эксперта, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Соболева С.Н.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соболева С. Н. (ИНН №) к администрации <адрес> (ИНН №, ОГРН №) о признании наличие реестровой ошибки в координатах характерных и поворотных точек земельного участка и сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка, признании границ земельного участка не установленными и исключении сведения о координатах и границах земельного участка, установлении координаты границ земельного участка, удовлетворить.
Признать наличие реестровой ошибки в координатах характерных и поворотных точек земельного участка и сведения государственного кадастра недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не установленными и исключить сведения о координатах и границах земельного участка с кадастровым номером № из единого государственного реестра недвижимости.
Установить координаты границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в соответствии с вариантом, предложенным экспертом: обозначение координаты характерных точек границ:
в точке ФИО9
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд.
Судья Н.В.Сотников