Дело №2-521/2024
УИД 53RS0015-01-2024-000603-81
Решение
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Масловой С.В.,
при секретаре Корныльевой О.С.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Волотовского района Новгородской области Домошонкина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области к МКУ Волотовский территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, находящуюся на земельном участке, расположенном за ограждением общественного кладбища в д. Взгляды Волотовского района,
установил:
Прокурор Волотовского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Волотовского района проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления установлено, что на территории Волотовского территориального отдела администрации Волотовского муниципального округа, на земельном участке, расположенном за ограждением общественного кладбища в д. Взгляды Волотовского района, имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Волотовский территориальный отдел администрации Волотовского муниципального округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании представитель истца Домошонкин Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - Волотовского территориального отдела Администрации Волотовского муниципального округа, третьего лица - Администрации Волотовского муниципального округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, ответчик просил о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1).
В соответствии с п.п.11,24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами является, в том числе, охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов. Размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не допускается.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).
Решением Думы Волотовского муниципального округа от 18 декабря 2020 года № 64 учрежден Волотовский территориальный отдел администрации Волотовского муниципального округа и Положение о Волотовском территориальном отделе администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области.
В силу п.п.1 Положения, Волотовский территориальный отдел является территориальным органом Администрации Волотовского муниципального округа, созданным для реализации исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Волотовский муниципальный округ, в том числе, на территории поселка д. Взгляды (л.д. 14).
Согласно п.1.3 указанного Положения, Волотовский территориальный отдел относится к типу казенных учреждений, является некоммерческой организацией, в своей деятельности руководствуется в том числе, Уставом Волотовского муниципального округа.
В соответствии с п.1.6 положения, Волотовский территориальный отдел от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 12, 39 раздела 2 Положения к полномочиям Волотовского территориального отдела относится: участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; участие в организации и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды в границах территориального отдела.
В ходе проведенной истцом проверки выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно, на земельном участке, расположенном за ограждением общественного кладбища в д. Взгляды Волотовского района, имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, что подтверждается актом проверки от 29 мая 2024 года (л.д. 10).
Факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в судебном заседании установлен и не отрицается представителем ответчика.
Таким образом, суд полагает, что Волотовским территориальным отделом администрации Волотовского муниципального округа, обязанной создать в границах населенного пункта благоприятные условия для проживания людей, допущено незаконное бездействие по организации регулярной очистки населенного пункта от отходов потребления, по принятию своевременных мер для выявления несанкционированной свалки и ее ликвидации.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды и размещения отходов производства и потребления в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
В связи с этим суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления - в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Волотовского района Новгородской области (№) - удовлетворить.
Обязать Волотовский территориальный отдел администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области (№) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, находящуюся на земельном участке, расположенном за ограждением общественного кладбища в д. Взгляды Волотовского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий С.В. Маслова