ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 мая 2024 года с. Шигоны
Судья Шигонского районного суда Самарской области Калинкин Д.В., рассмотрев дело № 5-10/2024 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Шигонская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ»), <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» совершило повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения.
В 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной внепланового инспекционного визита в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Шигонская центральная районная больница» осуществляющего фактическую деятельность по адресам: <адрес>, муниципальный район Шигонский <адрес>, муниципальный район Шигонский <адрес>, муниципальный район Шигонский <адрес>, муниципальный район Шигонский <адрес> обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Шигонская центральная районная больница», предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи».
-не выполнены в установленный срок пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 предписания №-В/ПВП от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
Нежилое здание, административный корпус с поликлиникой, класс функциональной пожарной опасности Ф 3.4, здание двухэтажное, площадью 2286,7 м. кв., II степени огнестойкости по адресу: <адрес>
1. Ширина эвакуационного выхода из помещения детской поликлиники на 1 этаже менее 0,8 м (фактически 0,65 м).
2. При открывающихся дверях из помещений стоматологии в коридор уменьшается ширина эвакуационного пути (1 этаж левое крыло здания).
3. Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации не открываются по направлению выхода из здания (помещение детской поликлиники на 1 этаже; актовый зал).
4. Эвакуационные выходы ведущие из лестничных клеток на улицу не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (отсутствует световое табло «Выход»).
5. Отсутствует аварийное эвакуационное освещение в коридорах пути эвакуации (1 и 2 этажи).
6. Дверь в помещении архива выполнена не противопожарной с требуемым пределом огнестойкости.
7. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом.
8. Марши наружных эвакуационных лестниц находятся на расстоянии менее 1 м от оконных проемов. Эти лестницы должны иметь ограждения высотой 1,2 м.
Нежилое здание, терапевтическое отделение, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1, здание двухэтажное, площадью 1741,8 м. кв., II степени огнестойкости по адресу: <адрес>
9. В полу на путях эвакуации допускается перепад высот менее 45 см. В местах перепада высот не предусмотрены лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6 (1 этаж физкабинет).
10. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м.
11. На путях эвакуации применены материалы с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (отделка стен, покрытие пола лестничных клеток окрашены масляной краской).
12. Выход из подвальных помещений не выполнен обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной глухими несгораемыми ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее 1 ч.
13. Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (сотрудников) учреждения.
14. Заполнение проемов в противопожарных стенах не обеспечивают требуемый предел огнестойкости (часть стены выполнена из гипсокартона) (переход между отделениями).
15. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций).
16. Здание терапевтического отделения оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа, фактически требуется 3 тип.
Нежилое здание, акушерско-гинекологический корпус с инфекционным отделением, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1, здание двухэтажное, площадью 1218,2 м. кв., II степени огнестойкости по адресу: <адрес>
17. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м.
18. Здание акушерско-гинекологического корпуса оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа, фактически требуется 3 тип.
19. На путях эвакуации применены материалы с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (покрытие пола лестничных клеток окрашены масляной краской).
20. Помещения пищеблока, электрощитовой не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации.
21. Помещения пищеблока не оборудованы системой оповещения и управления людей при пожаре.
22. Дверь в электрощитовой выполнена не противопожарной с требуемым пределом огнестойкости (пищеблок).
23. В полу на путях эвакуации допускается перепад высот менее 45 см. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6 (помещение столовой).
24. Отсутствует аварийное эвакуационное освещение путей эвакуации.
25. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций).
26. Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (сотрудников) учреждения.
Нежилое здание, здание хирургического корпуса, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1, здание двухэтажное, площадью 1717,6 м.кв., II степени огнестойкости по адресу: <адрес>
27. Ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 м.
28. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (не осуществлена проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций).
29. На путях эвакуации применены материалы с неустановленными пожарно-техническими характеристиками (ступени лестничных клеток окрашены масляной краской).
30. Выход из подвальных помещений не выполнен обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухими несгораемыми ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее 1 ч.
31. Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников (сотрудников) учреждения.
32. Здание хирургического корпуса оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа, фактически требуется 3 тип.
Таким образом, юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Главный врач ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» в заседании суда пояснил, что указанные в протоколе нарушения действительно имеются. Меры к устранению принимались, однако, не определена возможность их устранения, что подтверждается письмом отдела градостроительства и архитектуры администрации муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выполнить некоторые предписания не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей здания. После вынесения постановления мировым судьей в 2023 году по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ возможность устранения указанных нарушений не устанавливалась. При этом, с целью устранения иных нарушений направлялся запрос ИП ФИО2 об определении примерной стоимости работ по устранению выявленных недостатков составляет более 2 000 000 рублей, что составляет значительную часть бюджета больницы, в связи с чем устранить недостатки не представилось возможным. Копии ответов на запрос приложены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, суд считает вину юридического лица в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.
Частью 14 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № Шигонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Шигонская центральная районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной в отношении ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ», должностным лицом административного органа учреждению выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ппредписание получено главным врачом ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» ФИО3
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами административного органа, установлено, что указанное предписание не выполнено.
По факту невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский по пожарному надзору в отношении ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; предписанием об устранении требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении внеплановой проверки; актом выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; Уставом юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ; постановлением мирового судьи судебного участка № Шигонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции, содержит указание на допущенные нарушения в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, срок, установленный для исполнения предписания, является разумным. Сведений о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ обжаловалось учреждением в установленном законом порядке не представлено.
Данные доказательства оформлены должностными лицами государственного пожарного надзора в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены. Они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Год постройки и введения в эксплуатацию объектов недвижимости не освобождает учреждение от соблюдения действующих (введенных после сдачи зданий в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
Обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не лишало юридическое лицо возможности привлечь для выполнения предписания и приведения помещений учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно Уставу ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность (п. 2.4, 2.5), источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в частности средства, получаемые от приносящей доход деятельности (п. 3.1.4), имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами в дар, пожертвование (п. 3.1.5), иные источники, не запрещенные законодательством РФ (п. 3.1.6).
Недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Согласно ч. 2 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» постановлением мирового судьи судебного участка № Шигонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Шигонская центральная районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей. Сведения о дате уплаты штрафа суду не представлены.
С учетом того, что нарушения выявлены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вне зависимости от даты уплаты штрафа, нарушение будет являться повторным, поскольку совершено в течении года с даты привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, а штраф не мог быть оплачен ранее.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по административному делу судом установлено, что учреждением не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Таким образом, ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством требований в области пожарной безопасности, не представлено.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, полагая вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, установленной и доказанной.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
На основании ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом того, что привлекаемое к административной ответственности лицо ГБУЗ СО «Шигонская ЦРБ» является бюджетным учреждением здравоохранения, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств, то есть является ограниченным, руководством учреждения принимались меры к устранению выявленных нарушений, социальную значимость деятельности учреждения, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При этом, суд учитывает, что административное нарушение, предусмотренное ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ совершено повторно, однако, в силу ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Руководствуясь ч. 14 ст. 19.5, ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Шигонская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (<данные изъяты>) рублей.
Штраф подлежит оплате в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в силу по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Сведения об оплате штрафа представить в суд.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Разъяснить лицу, подвергнутому административному штрафу, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано прокурором в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии в Самарский областной суд через Шигонский районный суд Самарской области.
Судья (подпись) Д.В. Калинкин
Копия верна:
Судья: