Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-515/2022 от 26.04.2022

УИД 59RS0004-01-2021-008824-53

Судья Рожкова И.П.

Дело № 7-983/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 23 июня 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника К. на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах – старшего государственного лесного инспектора Пермского края от 25 ноября 2021 г., представление от 25 ноября 2021 г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06 апреля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Урала»,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах – старшего государственного лесного инспектора Пермского края от 25 ноября 2021 г. № 05-02/44-21 открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Урала» (далее ОАО «МРСК Урала») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Должностным лицом, вынесшим постановление по настоящему делу, 25 ноября 2021 г. в порядке статьи 29.13 КоАП РФ ОАО «МРСК Урала» внесено представление от об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06 апреля 2022 г. по результатам рассмотрении жалобы защитника К. указанные постановление и представление должностного лица оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник К. просит отменить постановление и представление должностного лица, решение судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что договор аренды заключен 25 декабря 2018 г., на дату заключения договора статья 63.1 отсутствовала в Лесном кодексе Российской Федерации и не действовала при его заключении, что исключает распространение соответствующей обязанности на ОАО «МРСК Урала». Проектом освоения лесов и получившим положительное заключение государственной экспертизы проведение каких-либо лесовосстановительных мероприятий на арендованных участках не предусмотрено.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ОАО «МРСК Урала», защитник К., извещенные надлежаще, участие не принимали.

Защитники Журавель П.С. и Крапивина Э.Г. в судебном заседании жалобу поддержали.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитников, исследовав материалы дел об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 г. № 566 (далее – Правила от 07 мая 2019 г. № 566), предусмотрено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению должны быть выполнены не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

После проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней направить в уполномоченный орган, либо в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо в уполномоченный орган местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению или лесоразведению) отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме, утвержденной в соответствии с частью 4 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации, для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению (пункт 15 Правил от 07 мая 2019 г. № 566).

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка от 24 декабря 2018 г. № 187 ОАО «МРСК Урала» передан по временное пользование лесной участок площадью 0,0715 га под объект технологического присоединения «Строительство СТП-10/0,4 кВ с трансформаторной мощностью 16 кВА, ВЛ 10 кВ протяженностью 0,01 км, ВЛ 0,4 кВ протяженностью 0,38 км; Реконструкция ВЛ 10 кВ Звезда ПС 110,10 кВ Гари для электроснабжения объекта для ведения сельскохозяйственного производства по адресу: ****. Место расположения лесного участка: ****.

На основании лесной декларации от 05 апреля 2019 г. № 15-07-154 ОАО «МРСК Урала» в период с 12 апреля 2019 г. по 11 апреля 2020 г. использовало леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на территории Добрянского лесничества.

В соответствии с отчетом от 07 октября 2019 г. об использовании лесов за апрель - сентябрь 2019 года обществом фактически проведена сплошная рубка лесных насаждений на площади 0,0715 га (квартал ** (части выдела **), квартал ** (части выдела **) объемом 23,0 куб. м.

09 июня 2021 г. обществом было подано заявление в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении лесного участка для проведения компенсационного лесовосстановления общей площадью 1,1042 га на территории лесничеств.

На основании письма Минприроды Пермского края от 17 июня 2021 г. обществу был зарезервирован лесной участок для проведения компенсационного лесовосстановления на территории Юсьвинского лесничества общей площадью 1,6 га в срок с 20 августа 2021 г. по 15 сентября 2021 г. В удовлетворении ходатайства от 28 сентября 2021 г. о переносе срока выполнения компенсационного лесовосстановления обществу было отказано письмом Минприроды Пермского края от 29 октября 2021 г.

Основанием для привлечения ОАО «МРСК Урала» к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ послужил факт того, что, по состоянию на 11 апреля 2021 г., то есть через один год со дня окончания срока действия лесной декларации от 05 апреля 2019 г., ОАО «МРСК Урала» не выполнило работы по лесовосстановлению на территории Пермского края, предоставление которого регламентировано Правилами от 07 мая 2019 г. № 566.

Вина ОАО «МРСК Урала» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 17 ноября 2021 г.; договором аренды лесного участка от 24 декабря 2008 г. № **; лесной декларацией № 15-07-154 от 05 апреля 2019 г., заявлением о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению от 01 июня 2021 г.; письмом от 17 июня 2021 г. о согласовании закрепленного участка под компенсационное лесовосстановление; ходатайством от 28 сентября 2021 г. о переносе работ по компенсационному лесовосстановлению; письмом лот 29 октября 2021 г. об отказе в удовлетворении данного ходатайства; другими имеющимися в деле доказательствами.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных требований лесного законодательства Российской Федерации следует из императивных требований закона и принятых обществом на себя обязательств на основании договора аренды лесного участка.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения опровергаются совокупностью собранных по делу и имеющихся в материалах дела доказательств.

Так, довод жалобы о том, что положения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 01 января 2019 года и предусматривающей годичный срок для работ по лесовосстановлению после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления, подлежат применению к правоотношениям, возникшим с 01 января 2019 года, поэтому не распространяются на правоотношения, вытекающие из договора аренды, заключенного 24 декабря 2018 г., является несостоятельным.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, помимо иного, на принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации возлагает обязанность по сохранению лесов (в части лесовосстановления) на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьей 43 Кодекса, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 63.1 Кодекса.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные до 01 января 2019 года.

Пунктом 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 года N 566, предусмотрено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению должны быть выполнены не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (пункт 11 названных Правил).

Таким образом, с учетом требований статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации существенным обстоятельством для правильного разрешения дела является не момент заключения договора аренды лесного участка, а время осуществления рубки, которая в данном случае осуществлялась после вступления в силу положений указанной статьи Лесного кодекса Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на наличие лесной декларации от 10 февраля 2021 г. сроком действия с 20 февраля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. не влечет отмену принятых по делу актов, поскольку рубка на основании лесной декларации от 05 апреля 2019 г. была, согласно отчету об использовании лесов, завершена в октябре 2019 г.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы должностного лица и судьи районного суда не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о допущенных существенных нарушениях КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание обществу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции статьи 8.27 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «МРСК Урала» допущено не было.

Постановление о привлечении ОАО «МРСК Урала» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких условиях оснований для признания необоснованным вынесенного в адрес общества представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, также не имеется. Указанное представление соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, содержит нормативное обоснование, указание на совершение действий и срок исполнения. Правовых оснований для отмены представления не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для изменения, отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах – старшего государственного лесного инспектора Пермского края от 25 ноября 2021 г. № 05-02/44-21, представление от 25 ноября 2021 г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06 апреля 2022 г., вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Урала» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника К. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)

21-515/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ОАО "МРСК Урала"
Другие
Крапивина Элеонора Геннадьевна
Кузнецова Елена Владимировна
Крапивина Наталья Сергеевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Спиридонов Евгений Владимирович
Статьи

ст. 8.27 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
26.04.2022Материалы переданы в производство судье
02.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2022Дело оформлено
07.07.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее