Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2023 ~ М-218/2023 от 12.10.2023

Дело № 2-213/2023

75RS0020-01-2023-000493-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                28 ноября 2023 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,

при секретаре Басуевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Забкоммунэнерго» и администрации Тунгокоченского муниципального округа о возложении обязанности создать на котельных Нормативный эксплуатационный запас топлива, позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2023-2024 годов,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой Тунгокоченского района проведена проверка исполнения федерального законодательства при прохождении отопительного сезона 2023-2024г.г., в ходе которой установлено, что на территории с. Усугли, с. Ульдурга, с. Нижний Стан, с. Халтуй в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет деятельность ООО Забкоммунэнерго, которым предоставляются услуги тепло-, водоснабжения, водоотведения. ООО «Забкоммунэнерго» осуществляет эксплуатацию объектов теплоснабжения в Тунгокоченском районе на основании договоров безвозмездного пользования заключенных с муниципальным районом «Тунгокоченский район». Проверкой установлено, что ООО «Забкоммунэнерго» в период с 02.10.2023 по 10.10.2023 наличие нормативного запаса топлива на котельных не обеспечено, что может повлечь срыв отопительного сезона 2023-2024 г.г., что представляет угрозу возникновения в с. Усугли, с. Ульдурга, с. Нижний-Стан, с. Халтуй чрезвычайной ситуации.

Истец, с учётом уточнения исковых требований просит суд возложить на ООО «Забкоммунэнерго» обязанность создать на котельных МБОУ «Нижнестанская ООШ» в с. Халтуй», МБОУ «Нижнестанская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБДОУ «детский сад с. Нижний Стан», МБДОУ «Усуглинский детский сад», котельной клуба с. Усугли, котельной клуба с. Ульдурга, неснижаемый нормативный запас топлива на 7 суток, позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2023-2024 годов. Возложить на администрацию Тунгокоченского муниципального округа» обязанность организовать мероприятия по созданию на котельных МБОУ «Нижнестанская ООШ» в с. Халтуй», МБОУ «Нижнестанская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБДОУ «детский сад с. Нижний Стан», МБДОУ «Усуглинский детский сад», котельной клуба с. Усугли, котельной клуба с. Ульдурга, неснижаемого нормативного запаса топлива, позволяющиго обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2023-2024 годов. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

    В судебном заседании помощник прокурора Немеров В.А. исковые требования, с учетом уточнения, поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика ООО «Забкоммунэнерго» - Захарченко С.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объёме, пояснив, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права, так как требование о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства, устанавливающего нормативы запасов топлива в отопительный сезон, не относится к способам защиты, приведённым в статье 12 ГК РФ. Кроме того, Общество располагает запасом топлива более чем на 7 суток, случаев перебоя в поставке, аварийных ситуаций не имелось.

    Представитель ответчика – администрации Тунгокоченского муниципального округа Лескова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, в связи с тем, что администрацией Тунгокоченского муниципального округа заключены договоры с ООО «Забкоммунэнерго» о передаче в безвозмездное пользование объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью Тунгокоченского муниципального округа. 07.12.2022 ООО «Забкоммунэнерго» заключен договор на поставку бурого угля разреза «Уртуйский» со сроком действия по 31.12.2023г. В ноябре 2023г. ООО «Забкоммунэнерго» планируется заключение договора на поставку угля на 2024г. Администрацией приняты все необходимые меры, в связи с чем, возлагать на Администрацию обязанность организовать мероприятия по созданию на котельных нормативного эксплуатационного запаса топлива, не имеется. Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда без его обращения к немедленному исполнению, либо о причинении взыскателю значительного ущерба. Просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объёме.

    Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы организации теплоснабжения в границах поселения относятся к вопросам местного значения городского (сельского) поселения. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении), теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 № 115 (далее – Правила эксплуатации энергоустановок), предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. Кроме того, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п. 3.3.1 Правил).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п.3 п.п. «б» Правил), под которой понимается качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (п.2 абз.19 Правил). Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, а коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода (п.3 п.п. «в» Правил).

В силу п.п. 11.9 Правил эксплуатации энергоустановок, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 4 Закона о теплоснабжении, установление порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установлен Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 № 377 (далее – Порядок).

Пункт 1 Порядка устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее – котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с п. 20 Порядка, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с Таблицей 1 и составляет 7 суток для твердого топлива, доставляемого на котельную автомобильным транспортом.

Пункт 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 № 170, предусматривает, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению. Указанное применимо и к обслуживанию зданий образовательных учреждений, учреждений культуры, государственных и муниципальных органов.

В судебном заседании установлено, что между администрацией МР «Тунгокоченский район» с ООО «Забкоммунэнерго» ежемесячно заключаются договора о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью муниципального района «Тунгокоченский район». Последний договор заключен до 14.12.2023.

Объектом указанных договоров стали: здания (помещения) котельных с котельным оборудованием: МБОУ Нижне-Станской ООШ; МБОУ Нижне-Станской ООШ в с. Халтуй; здание насосной станции, котельной и сети теплоснабжения МБОУ Усуглинская ООШ; помещение котельной МБДОУ детский сад Нижний Стан; здание котельной МБДОУ Усуглинский детский сад; помещение котельной клуба с. Усугли, помещение котельной клуба с. Ульдурга; помещение котельной МБОУ ДОД ДЮСШ (л.д._____).

Концессионные соглашения администрацией района на объекты теплоснабжения не заключены.

ООО «Забкоммунэнерго» наличие нормативного запаса топлива на котельных не обеспечено, что следует из информации администрации МР «Тунгокоченский район», так:

    запас топлива, по состоянию на 02.10.2023 на котельных с. Усугли составил 22,4 тонн на 19,3 суток, в с. Нижний Стан 29,3 тонн на 17,6 суток;

    - запас топлива, по состоянию на 10.10.2023 на котельных с. Усугли составил 13,6 тонн на 11 суток, в с. Нижний Стан 20,5 тонн на 17,6 суток (л.д.39-42).

        07.12.2022 ООО «Забкоммунэнерго» заключен договор на поставку бурого угля разреза «Уртуйский» со сроком действия по 31.12.2023г.

        Постановлением Администрации Тунгокоченского муниципального округа Забайкальского края №525 от 08.11.2023, единой теплоснабжающей организацией на территории сел: Верх-Усугли, Ульдурга, Тунгокочен, Кыкер, Акима, Нижний Стан, Халтуй Тунгокоченского муниципального округа Забайкальского края определено ООО «Забкоммунэнерго» (л.д.____).

Таким образом, суд приходит к выводу, что сложившаяся ситуация нарушает права граждан-потребителей услуг теплоснабжения на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, создает угрозу нарушения прав на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отсутствие запасов топлива может повлечь нарушение работы котельных в режиме, позволяющем соблюдать требования жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства, касающиеся предоставления коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению надлежащего качества и в необходимых объемах и является предпосылкой возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельских поселений.

Доводы ответчика ООО «Забкоммунэнерго», что запасы угля на объектах теплоснабжения не понижались менее чем на 7 суток в течении отопительного сезона 2023 года суд считает несостоятельными, поскольку как следует из сведений начальника ЕДДС МР «Тунгокоченский район» о наличии топлива на территории МР «Тунгокоченский район», справки ООО «Забкоммунэнерго» по остаткам топлива по состоянию на 24.10.2023, неснижаемый нормативный запас топлива на котельных не создан. Кроме того, доказательств приобретения топлива (угля) на отопительный период с 01.01.2024 суду представлено не было, материалы дела не содержат такой информации.

Необоснованными суд признает также доводы представителя ответчика ООО «Забкоммунэнерго», о том, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм права, не соответствуют разъяснениям, содержащимся в ч.3 ст. 131 ГПК РФ, а так же ст. 12 ГК РФ.

Доводы представителя ответчика администрации Тунгокоченского муниципального округа о том, что оснований, возлагать на администрацию обязанность организовать мероприятия по созданию на котельных неснижаемого запаса топлива, не имеется, в связи с тем, что администрацией приняты необходимые меры (заключены договоры с теплоснабжающей организацией, с поставщиком на поставку угля до 31.12.2023), суд считает несостоятельными, поскольку на администрации, в силу указанного законодательства лежит ответственность за обеспечение граждан услугами теплоснабжения и недопущения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

    Исходя из этого, суд считает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

    С учетом социальной значимости объектов жилищно-коммунального комплекса, принимая во внимание, что отсутствие топлива на котельных препятствует плановому проведению отопительного сезона, суд в соответствии со ст.212 ГПК РФ обращает решение к немедленному исполнению

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Забкоммунэнерго» и администрации Тунгокоченского муниципального округа – удовлетворить.

Возложить на ООО «Забкоммунэнерго» (ОГРН 1217500005260) обязанность создать на котельных МБОУ «Нижнестанская ООШ» в с. Халтуй, МБОУ «Нижнестанская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБДОУ «детский сад с. Нижний Стан», МБДОУ «Усуглинский детский сад», котельной клуба с. Усугли, котельной клуба с. Ульдурга неснижаемый нормативный запас топлива на 7 суток, позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2023-2024 годов.

Возложить на администрацию «Тунгокоченского муниципального округа» (ОГРН 1027500784134) обязанность организовать мероприятия по созданию на котельных МБОУ «Нижнестанская ООШ» в с. Халтуй, МБОУ «Нижнестанская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБДОУ «детский сад с. Нижний Стан», МБДОУ «Усуглинский детский сад», котельной клуба с. Усугли, котельной клуба с. Ульдурга, неснижаемого нормативного запаса топлива, позволяющего обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2023-2024 годов.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Судья                                                                                        Т.Ю. Сенотрусова

В полном объеме мотивированное решение составлено 28 ноября 2023 г.

2-213/2023 ~ М-218/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Тунгокоченского района
Ответчики
Администрация Тунгокоченского муниципального округа
ООО "Забкоммунэнерго"
Суд
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края
Судья
Сенотрусова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
tungokocha--cht.sudrf.ru
12.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2023Передача материалов судье
13.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024Дело оформлено
27.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее