Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4096/2023 ~ М-2532/2023 от 30.03.2023

Дело № 2-4096/2023

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области                                                       26 июня 2023 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Лисовой А.В.,

с участием представителя истца Соковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашихинского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Маклакова Александра Сергеевича и Артемовой Евгении Владимировны, к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить выплату экстренной социальной помощи,

        Установил:

Балашихинский городской прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего Маклакова А.С. и Артемовой Е.В., предъявил к ответчику Окружному управлению социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области иск, неоднократно уточнив который, уменьшив размер исковых требований, и, предъявив их к ответчику Министерству социального развития Московской области, окончательно просил суд обязать ответчика Министерство социального развития Московской области назначить выплату экстренной социальной помощи Артемовой Евгении Владимировне в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование уточненного иска указано о том, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Артемовой Е.В. на отказ в предоставлении мер социальной поддержке ее семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки установлено, что Артемова Е.В. с несовершеннолетним сыном Маклаковым А.С. состоят на учете в Окружном управлении социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области. Артемова Е.В. являлась получателем мер социальной поддержки по месту жительства по адресу: <адрес> Вступившим в законную силу решением суда они признаны прекратившими право пользования указанным жилым помещением, сняты с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу и выселены из занимаемого помещения. 02 июля 2022 года Артемова Е.В. обратилась к ответчику о предоставлении ее семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в связи с малообеспеченностью, экстренной социальной помощи. Решением Управления от 21 июля 2022 года № <данные изъяты> ей отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки в связи с отсутствием постоянного места жительства в Московской области. Указанное решение нарушает право семьи истца на получение мер социальной поддержки, поскольку отсутствие регистрации не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Семья фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 3-6; 76-79; 89-92; 96).

Определением суда от 05 июня 2023 года (протокольное) по ходатайству представителя истца в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ допущена замена ненадлежащего ответчика Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области надлежащим ответчиком Министерство социального развития Московской области. Этим же определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области (л.д. 103-104).

В судебном заседании представитель Балашихинского городского прокурора – помощник прокурора Сокова Д.А. уточненный иск поддержала, просила суд удовлетворить уточненный иск в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.

Истец Артемова Е.В., действующая в интересах несовершеннолетнего Маклакова А.С., в судебное заседание не явилась, о времени и месте надлежащим образом извещена по известному суду из материалов дела месту жительства (л.д. 115), о причинах неявки суду не сообщила.

Ответчик Министерство социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте надлежащим образом извещен по известному суду из материалов дела адресу организации (л.д. 117), о причинах неявки представителя суду не сообщил. Представил в дело письменные возражения на исковое заявление, в которых просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 106-108; 109; 110; 111-113; 114).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте надлежащим образом извещено по известному суду из материалов дела адресу организации (л.д. 116), о причинах неявки представителя суду не сообщило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Как следует из положений ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Закон Московской области от 30 декабря 2013 года № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 26 декабря 2013 № 12/73-П) (далее – Закон МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ) определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.

Согласно ст. 1.1 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно; экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации; уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.

В соответствии со ст. 2 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

Как установлено ст. 2.1 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ, получателями экстренной социальной помощи являются, в числе иных, семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения; семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства.

Из положений ст. 3.1 Закона МО от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ следует, что экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года. В исключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области. Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 20 июля 2015 года № 585/27 утверждены Порядок оказания экстренной социальной помощи и Перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В соответствии с п.п. 3 и 4 указанного выше Порядка экстренная социальная помощь оказывается гражданам Российской Федерации единовременно в течение календарного года. Экстренная социальная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в исключительных случаях (болезнь (длительное лечение), смерть близких родственников, наводнение, другие чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от гражданина обстоятельства) может быть оказана в течение календарного года повторно по решению руководителя территориального структурного подразделения Министерства социального развития Московской области (далее - руководитель территориального подразделения Министерства). Экстренная социальная помощь, в том числе повторная, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области (далее - заявление), предоставленного лицом (лицами), имеющим право на ее получение (далее - заявитель), в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от его места жительства на территории Московской области.

Основания для отказа в предоставлении экстренной социальной помощи определены в п. 17 указанного выше Порядка.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов гражданского дела следует, что Балашихинской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Артемовой Е.В.,по результатам которой начальнику Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной поддержки граждан, имеющих детей. Прокурор потребовал принять меры к устранению нарушений и недопущению их впредь, к предоставлению Артемовой Е.В. мер социальной поддержки.

Артемова Е.В. является матерью Маклакова А.С., 09 июня 2008 года рождения, уроженца г. Москва.

Ранее они проживали по месту жительства по адресу: <адрес>.

Вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда Московской области от 08 июня 2021 года по гражданскому делу № <данные изъяты> Артемова Е.В. и Маклаков А.С. признаны прекратившими право пользования жилым помещение, расположенные по адресу: <адрес> Этим же решением они выселены из указанного жилого помещения. Также решение является основанием для снятия их с регистрационного учета по указанному адресу.

На дату обращения к ответчику, а также и ко дню судебного заседания истец не трудоустроена, Артемова Е.В. и ее несовершеннолетний сын Маклаков А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, фактически проживают по адресу: <адрес>, при этом, несовершеннолетний обучается в МБОУ СОШ № 6 г.о. Балашиха.

Кроме того, Маклаков А.С. прикреплен к ГБУЗ МО «Балашихинская областная больница» поликлиника № <данные изъяты> по месту жительства.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, в числе которых материалы прокурорской проверки, представленные по запросу суда сведения (л.д. 7-58; 65-68; 72-73; 74-75; 108оборот). Кроме того, данные обстоятельства не опровергнуты при рассмотрении данного гражданского дела по существу.

Артемова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении экстренной социальной помощи, по результатам рассмотрения которого принято решение № <данные изъяты> от 21 июля 2022 года об отказе в назначении (продлении выплаты): экстренная социальная помощь (л.д. 14).

Данное решение мотивировано тем, что у заявителя отсутствует право на получение Государственной услуги. В разъяснение причин отказа в предоставлении Государственной услуги указано о том, что в предоставлении услуги отказано в связи с несоответствием категориям лиц, имеющих право на получение услуги. Адрес прописки, указанный в паспорте, не подтвердился. Отсутствует постоянное место жительства в Московской области.

Вместе с тем, такой отказ истцу ответчиком не соответствует требованиям закона, и нарушает установленные законом права истца на получение выплаты экстренной социальной помощи.

По данному гражданскому делу установлено, что среднедушевой доход семьи Артемовой Е.В., определенных в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения.

Кроме того, как до обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением, так и ко дню судебного заседания истец и ее несовершеннолетний сын проживали и проживают в г. Балашиха Московской области. Регистрация Артемовой Е.В. и несовершеннолетнего Маклакова А.С. по месту жительства, а равно и отсутствие такой регистрации не могут служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При этом, отсутствие регистрации по месту жительства препятствует семье Артемовой Е.В. в получении указанной выше меры социальной поддержки согласно представленного в данное гражданское дело решения ответчика.

При рассмотрении дела судом по существу ответчик не ссылался на иные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в назначении выплаты экстренной социальной помощи.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. Тем самым, ответчик не представил суду доказательств, в соответствии с которыми рассматриваемый уточненный иск не подлежал бы удовлетворению.

Нарушенное право истца возможно восстановить путем обязания ответчика назначить выплату экстренной социальной помощи истцу.

Достаточным сроком для выполнения возложенной обязанности ответчиком суд считает один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле уточненный иск обоснован, и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

             РЕШИЛ:

Иск Балашихинского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Маклакова Александра Сергеевича и Артемовой Евгении Владимировны, к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить выплату экстренной социальной помощи – удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Московской области назначить выплату экстренной социальной помощи Артемовой Евгении Владимировне в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                               Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 03 июля 2023 г.

Судья                                                                                               Д.И. Лебедев

2-4096/2023 ~ М-2532/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балашихинский городской прокурор в интересах н/л Маклакова Александра Сергеевича, Артемовой Евгении Владимировны
Артемова Евгения Владимировна
Ответчики
Министерство социального развития МО
Другие
Окружное управление социального развития №1 Министерства социального развития МО
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Лебедев Дмитрий Игоревич
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
31.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Подготовка дела (собеседование)
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее