11RS0001-01-2024-005037-17 |
Дело № 2-4494/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2024 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Губаевой Д.Ф., при секретаре Семяшкиной Т.А.,
с участием:
законного представителя истцов, третьего лица Вьюгиной Н.А. - Павленко Н.А.,
представителя Павленко Н.А. – Строганова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законного представителя Павленко Натальи Алексеевны к администрации МР «Корткеросский» о признании права на собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1, ** ** ** г.р., ФИО2, ** ** ** г.р., ФИО3, ** ** ** г.р. в лице законного представителя Павленко Н.А. обратились в суд с иском к администрации МР «Корткеросский» (с учетом уточнений, поступивших ** ** **) о признании права собственности на жилое помещение по адресу: ..., в порядке приватизации с определением долей каждого истца в праве собственности по ... доле, указав, что несовершеннолетние проживают в данном жилом помещении на основании договора социального найма. Истцы обращались к ответчику с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность, но получили отказ по мотиву того, что отсутствуют сведения о месте проживания ФИО1 и ФИО3 в период с ** ** ** по ** ** **, ФИО2 в период с ** ** ** по ** ** ** и использования ими своего права на приватизацию в названный промежуток времени.
Протокольным определением суда от 20.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Вьюгина Н.А.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетних истцов и представитель по доверенности третьего лица Вьюгиной Н.А. - Павленко Н.А. и её представитель иск поддержали.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принял, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве представитель ответчика просил в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело без их участия.
Третье лицо Вьюгина Н.А. в суд не явилась, извещена.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке его участников.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение площадью ... кв.м. по адресу: ..., входит в состав муниципального жилищного фонда МО МР «Корткеросский» (л.д. ...).
Жилое помещение по адресу: ... постановлением администрации МР «Корткеросский» от ** ** ** №... предоставлено Вьюгиной Н.А. (л.д. ...).
** ** ** между Павленко Н.А., действующей по доверенности в интересах Вьюгиной Н.А. (наниматель) и администрацией МР «Корткеросский» (наймодатель) заключен договор социального найма №..., согласно которому нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: ..., для проживания. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: внучка Павленко Н.А., ...
ФИО3, ФИО1, Павленко Н.А. с ** ** ** по настоящее время сохраняют регистрацию по месту жительства в спорном жилом помещении, ФИО2 с ** ** ** (л.д. ...).
Вьюгина Н.А. имеет регистрацию по месту пребывания с на территории сельского поселения «...» по адресу: ... ** ** ** по ** ** **, по данному адресу не проживает, фактическим проживанием Вьюгиной Н.А. является: ... (л.д. ...).
** ** ** ФИО1, ФИО2, ФИО3, в лице законного представителя Павленко Н.А. обратились в администрацию МР «Корткеросский» с заявлением о заключении договора передачи жилого помещения по адресу: ..., г ..., в их собственность в порядке приватизации по ... доле каждому (л.д. ...).
Павленко Н.А. и Вьюгина Н.А. заявили отказ от участия в приватизации в пользу истцов (л.д. ...).
** ** ** администрацией МР «Корткеросский» было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Передача жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар», в собственность граждан», в связи с отсутствием документов о месте проживания ФИО1 и ФИО3 в период с ** ** ** по ** ** **, ФИО2 в период с ** ** ** по ** ** ** и использования права на приватизацию в этот период (л.д. ...).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) граждане РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 4 Закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При этом в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному закону удостоверения акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства отнесено к компетенции органов регистрационного учета. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Конституционный Суд РФ признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Исследованными судом доказательствами подтверждается, что местом рождения ФИО1, ФИО2, ФИО3 является ... (л.д. ...).
В период с ** ** ** по ** ** ** ФИО1, ФИО3 имели регистрацию по месту жительства по адресу: ..., ФИО2, ** ** ** года рождения, с ** ** ** зарегистрирован в спорной квартире (л.д. ...).
Администрация МО ГО «Сыктывкар», Северный филиал ППК «Роскадастр», администрация МО СП «Подтыбок» сообщили, что не располагают информацией об участии ФИО1, ФИО3, ФИО2 в приватизации жилья (л.д. ...).
Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что в период с ** ** ** по ** ** ** ФИО1, ФИО3, и в период с ** ** ** по ** ** ** ФИО2 приобрели право на участие в приватизации жилого помещения и воспользовались таким правом, суду не представлено. В связи с чем, суд при принятии решения исходит из недоказанности факта того, что ФИО1, ФИО3, ФИО2 пользовались ранее правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, и доказанности наличия у них права на участие в бесплатной приватизации спорного жилого помещения.
Исходя из положений ст. 6 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1, ФИО3, ФИО2 о признании за ними права общей долевой собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО1 (...), ФИО2 (...), ФИО3 (...) право общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 36,2 кв.м., расположенное по адресу: ..., в порядке приватизации с определением доли каждого в праве собственности на жилое помещение в размере ... доли.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ..., к ФИО1, ФИО2, ФИО3 с определением доли каждого в праве собственности на жилое помещение в размере ... доли и для прекращения в Едином государственном реестре прав записи о регистрации права собственности муниципального образования муниципального района «Корткеросский»» на данный объект недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.Ф.Губаева
Мотивированное решение составлено ...