дело № 2-1655/2023
16RS0050-01-2023-000402-29
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2023 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Чибисовой В.В., при секретаре судебного заседания Ахметшиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнуллиной Н.А., действующей в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2 к Гайнуллиной М.И., Гайнуллину А.А. об определении долей, признании права собственности,
у с т а н о в и л :
Гайнуллина Н.А., действующая в своих интересах и интересах ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Гайнуллиной М.И., Гайнуллину А.А. об определении долей, признании права собственности. В обоснование заявленных требований указала, что 07 мая 2022 года умер супруг Гайнуллиной Н.А. и отец ФИО1, ФИО2 – ФИО3, после смерти которого открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В установленный законом шестимесячный срок истцы обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако нотариус свидетельства о праве собственности на наследство по закону на жилой дом не выдает, в связи с тем, что на постройку жилого дома были потрачены средства из материнского капитала. В установленный законом срок доли в данном имуществе Гайнуллиной Н.А. и ФИО3 не были определены. По мнению истцов, доли в имуществе, приобретенном на средства материнского капитала, составляют по 1/25 за Гайнуллиной Н.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 Оставшаяся доля в размере 21/25 это общая совместная собственность супругов. Таким образом, доля супругов составляет по 21/50 в праве общей долевой собственности на спорное имущество. Следовательно, в состав наследственной массы после смерти ФИО3 входит имущество в виде 1/25 доли по материнскому капиталу и 21/50 доли из общей совместной собственности супругов, а всего 23/50 доли. Ссылаясь на изложенное, истцы просят определить долю ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в праве собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, равной 23/50 долям; определить долю Гайнуллиной Н.А. в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, равной 23/50 долям, определить долю ФИО1, ФИО1 в праве общей долевой собственности на жилой дом по 1/25 доле; признать за Гайнуллиной Н.А., ФИО1, ФИО2 по 23/250 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Истцы в судебное заседание не явились, от Гайнуллиной Н.А. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. На основании части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан Костеева А.А. о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, в суд не явилась.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно пункту 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно пункту 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно части 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно части 4 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливается семейным законодательством.
В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Из содержания статьей 34,35 Семейного кодекса Российской Федерации следует, что право на общее имущество принадлежит обоим супругам независимо от того, кем из них и на имя кого из них приобретено имущество (внесены денежные средства), выдан правоустанавливающий документ. Любой из супругов в случае спора не обязан доказывать факт общности имущества, если оно нажито во время брака, так как в силу закона (п.1 ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации) существует презумпция, что указанное имущество является совместной собственностью супругов. Иное может быть установлено брачным договором супругов (п.1 ст.33 Семейного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, который приходился супругом Гайнуллиной Н.А. и отцом ФИО1, ФИО2
Как видно из свидетельства о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО3 и ФИО6 после заключения брака жене присвоена фамилия Гайнуллина.
Как усматривается из материалов дела в период брака, супругами был с использованием средств материнского капиталы был возведен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН Управления Росреестра по Республике Татарстан право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО3
В соответствии с частью 4 статьи 10 ФЗ №256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, определяются исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, а не на все средства, за счет которых было приобретено жилое помещение.
В соответствии с расчетом истцов доля в жилом доме, приобретенном на средства материнского (семейного) капитала, определена в размере 1/25 доли за Гайнуллиной Н.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3
Таким образом, требования истцов в части исковых требований об определении долей в имуществе, приобретенном на средства материнского (семейного) капитала подлежат удовлетворению.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
По смыслу данной нормы закона, в случае смерти одного из супругов доля пережившего супруга в совместно нажитом имуществе не входит в наследственную массу, доля умершего супруга распределяется между наследниками в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был построен супругами ФИО3 и Гайнуллиной Н.А. в период брака, поэтому данное имущество должно быть признано их совместно нажитым имуществом, в связи с чем, доля супругов составляет по 23/50 доли в праве общей долевой собственности на спорное имущество.
Как следует из материалов наследственного дела № года, находящегося в производстве нотариуса Казанского нотариального округа Республики Татарстан Костеевой А.А. к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследства обратилась Гайнуллина Н.А. от себя и своих детей ФИО2, ФИО1, Гайнуллиной М.И.
Исходя из всей совокупности установленных фактов и обстоятельств, не выходя за пределы заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что за истцами в порядке наследования надлежит признать право собственности на 23/250 доли в праве общей долевой собственности за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
При этом, поскольку ответчик ФИО2 наследство не принял, требования к указанному ответчику удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Гайнуллиной Н.А. (№), действующей в своих интересах и интересах ФИО1 (№), ФИО2 №) к Гайнуллиной М.И. (№) об определении долей, признании права собственности удовлетворить.
Определить долю ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ в праве собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, равной 23/50 долям.
Определить долю Гайнуллиной Н.А. в праве собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, равной 23/50 долям.
Определить долю ФИО1, ФИО1 в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по 1/25 доле за каждой.
Признать за Гайнуллиной Н.А., ФИО1, ФИО2 по 23/250 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования Гайнуллиной Н.А. №), действующей в своих интересах и интересах ФИО1 (№), ФИО2 (№) к Гайнуллину А.А. №) об определении долей, признании права собственности оставить без удовлетворения.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 09 июня 2023 года.
Судья Чибисова В.В.