№ 2-38/2023
УИД № 24RS0024-01-2022-001992-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2023 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Горбуновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления градостроительства администрации г. Канска к Лазаревич Н. А. о приведении жилого помещения в прежнее состояние,
УСТАНОВИЛ:
Управление Градостроительства администрации г. Канска обратилась в суд с иском к Лазаревич Н.А. о приведении самовольно переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, мотивировав свои требования тем, что в Управление Градостроительства администрации г. Канска поступил акт обследования внутридомового газового оборудования, установленного по адресу: <адрес>, составленный ООО «СОРЖ Домоуправление», о том, что в газифицированной квартире выявлено незаконное переустройство, выразившееся в самовольном отключении газового оборудования и установке электрической плиты. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Лазаревич Н.А. На момент проведения проверки документов, разрешающих право на переустройство, ответчиком представлено не было. За получением согласования на осуществление переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме – квартиры (отключение внутриквартирного газового оборудования от внутридомового) в Управление ответчик не обращался, следовательно, выполненные работы по отключению газового оборудования являются самовольными. В результате выполненных работ произведено переустройство, что требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории г. Красноярска предусмотрен Положением об Управлении градостроительства администрации г. Канска, утвержденного решением Канского городского Совета депутатов от 10.03.2021 № 5-37 на Управление возложены функции, в том числе по подготовке и согласованию проектов правовых актов администрации города о перепланировке и переустройстве жилых помещений, иные действия необходимые для соблюдения процедуры перевода, подписывает и выдает акты приемочной комиссии после проведения перепланировки. Вынесенное 09.09.2021 года в адрес ответчика предупреждение о приведении самовольно переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, до настоящего времени не исполнено. Акт приемки выполненных работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние, не представлен. Поскольку осуществленное переустройство не соответствует нормам действующего законодательства, Управление Градостроительства администрации г. Канска просила возложить на Лазаревич Н.А. обязанность привести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в прежнее состояние (до переустройства) путем восстановления подключения газовой плиты в соответствии с техническим паспортом на МКД.
Не согласившись с заявленными требованиями, Лазаревич Н.А. подано встречное исковое заявление о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии. В обоснование встречных требований Лазаревич Н.А. ссылается на то, что является собственником спорной квартиры на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Лазаревич Н.А. приобрела квартиру, с уже установленной на газопроводе заглушкой и электрической плитой. В соответствии с заключением о независимой оценкой пожарного риска (аудита пожарной безопасности) № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, требования пожарной безопасности в жилом помещении (квартире) выполняются в полном объеме. Противопожарный режим соблюдается. Нагрузка электрооборудования сохранена без изменения, технических нарушений по установке заглушки, способствующих возникновению аварийных ситуаций и утечки газа, не имеется; выполненные работы соответствуют требованиям нормативно технических документов и требованиям пожарной безопасности. Таким образом, переустройство жилого помещения не создает угрозы жизни и здоровью людей. В связи с чем, Лазаревич Н.А. просит сохранить переустроенное жилое помещение в части замены газовой плиты на электрическую.
Представитель истца (ответчик по встречному исковому заявлению) Управления Градостроительства администрации г. Канска Ткачева Н.В. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик (истец по встречному исковому заявлению) Лазаревич Н.А. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала встречные исковые требования, суду пояснила, когда приобреталась квартира, уже стояла электроплита. Коммунальные услуги оплачивает с учетом электроплиты. С ней проживают муж и двое несовершеннолетних детей.
В судебное заседание третье лицо ФИО не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании с иском был не согласен, поддержал встречное исковое заявление, пояснял, что электрическая плита уже была установлена при покупке квартиры, документов на нее не передали.
В судебное заседания третьи лица Администрации г. Канска, АО «Красноярсккрайгаз, ПАО «Красноярскэнергосбыт», Служба строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, ООО «СОРЖ Домоуправление - два», ООО УК на Московской своих представителей не направили, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомили, ранее были направлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В соответствии со ст.ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, представителя третьего лица.
Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования управления градостроительства администрации г. Канска не подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования – обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 289 - 290 ГК РФ, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной ясности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.
В силу положений ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Указанная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
Решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.
Согласно пп. 8 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, и (или) перепланировка, представляющая собой в силу ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Согласно п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 года № 25 пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Документ утратил силу с 01.03.2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.09.2021 № 1498.
В соответствии с п. 16 Приказа Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2021 № 64942), действующего с 01.03.2022 года, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан:
а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) обеспечивать сохранность жилого помещения;
в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей;
г) нести расходы на содержание принадлежащего собственнику жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения;
д) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2017, № 31, ст. 4807), включающую в себя плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 3 ст. 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п. п. 1.7.1, 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании:
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1971 года постройки, ДД.ММ.ГГГГ газифицирован, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию газового оборудования дома, а также карточкой к техническому паспорту МКД.
Управление указанным домом осуществляет ООО «УК на Московской», что подтверждается договором № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Лазаревич Н.А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной в вышеприведенном многоквартирном доме, что подтверждается выпиской из свидетельства ОГРП.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «УО на Московской», ДД.ММ.ГГГГ ООО «СОРЖ ДУ-2» проведено обследование газового оборудования в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которого выявлен незаконный факт временного отключения газового устройства, о чем составлен акт, в соответствии с которым в принадлежащей ответчику квартире временно установлено отключающее устройство, установлена электроплита.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении собственника спорной квартиры Лазаревич Н.А. вынесено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и (или) самовольно перепланированного жилого помещения в прежнее состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, представленным АО «Красноярсккрайгаз» от ДД.ММ.ГГГГ, по запросу суда, следует, что дом и помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являются газифицированными с момента сдачи его в эксплуатацию. Сведениями о том, кем и когда установлено заглушающее устройство на трубе, подающей газ в вышеуказанную квартиру АО «Красноярсккрайгаз» не обладает. Работы по отключению от снабжения газом в указанном помещении, АО «Красноярсккрайгаз» не производились, соответствующий акт отсутствует. Кроме того, не обладают полномочиями выдавать разрешение на переустройство жилых помещений.
Согласно выписке из домовой книги по адресу <адрес> проживают Лазаревич Н.А., муж ФИО, дети ФИО, ФИО
Согласно сведениям, представленным ПАО «Красноярскэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ, по запросу суда, следует, что расчет объема потребляемой электрической энергии в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется исходя из показаний прибора учета электроэнергии. Расчет стоимости происходит по тарифу «Население и приравненные к нему». Документы, подтверждающие технические условия в указанном помещении отсутствуют.
Согласно информационному письмо ООО «УК на Московской» адресованному Лазаревич Н.А., многоквартирный дом с момента ввода в эксплуатацию является газифицированным. Специалистами УК произведен осмотр жилого помещения №, а так же сетей электроснабжения в МКД. В ходе осмотра установлено, что жилое помещение оборудовано электроплитой Аристон, мощностью 7,5 кВт. Жилое помещение и электроплита подключены отдельной кабельной линией с подвального помещения МКД. На сетях газоснабжения в жилом помещении установлена резьбовая заглушка. Замена и перенос инженерного оборудования является переустройством, на которое необходимо получить разрешение в установленном порядке в ОМС. Сети жилого помещения и установленное в нем оборудование не являются общедомовым имуществом.
Документы на переустройство жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> за период с 2012 по настоящее время не готовились и не выдавались, что подтверждается справкой УГ администрации г. Канска.
Доказательств, подтверждающих законность произведенных работ по переоборудованию жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу <адрес>, ответчиком по первоначальному требованию не представлено.
На основании вышеприведенных правовых норм, установка временного отключения газового устройства, замена газовой плиты на электрическую в силу положений ст. 25 ЖК РФ является переустройством квартиры, в связи с чем, необходимо согласовывать такое отключение с органом местного самоуправления.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в квартире Лазаревич Н.А. осуществлено переустройство квартиры без соответствующего разрешения.
Вместе с тем, разрешая исковые требования, суд учитывает, что согласно заключению ООО «Элита» о независимой оценке пожарного риска (аудит пожарной безопасности) № от ДД.ММ.ГГГГ проведено независимое исследование жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что требования пожарной безопасности к жилому помещению (квартире) (на объект НОР) выполняются в полном объеме. Противопожарный режим соблюдается. Нагрузка электрооборудования сохранена без изменения, технических нарушений по установке заглушки, способствующих возникновению аварийных ситуаций и утечки газа, не имеется; выполненные работы соответствуют требованиям нормативно технических документов и требованиям пожарной безопасности. Переустройство жилого помещения не создает угрозы жизни и здоровью людей.
Суд учитывает, что поскольку состояние спорного объекта соответствует техническим требованиям, объект не представляет опасности жизнедеятельности, не создает угрозы жизни и здоровью людей, не нарушает права третьих лиц, находится в работоспособном состоянии, то квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, возможно сохранить в переустроенном состоянии в части замены газовой плиты на электрическую.
В связи с чем, основания для удовлетворения первоначальных исковых требований управления градостроительства администрации г. Канска об обязании привести самовольно переустроенное помещение в многоквартирном доме в прежнее состояние до переустройства и (или) перепланировки путем подключения газовой плиты к системе газоснабжения необходимо отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления градостроительства администрации г. Канска (ИНН 2450029998) к Лазаревич Н. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (СНИЛС 110-932-707 21), о приведении жилого помещения в прежнее состояние – отказать в полном объеме.
Исковые требования Лазаревич Н. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (СНИЛС 110-932-707 21) к Управлению градостроительства администрации <адрес> (ИНН 2450029998) о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии - удовлетворить.
Сохранить жилое помещение по адресу: <адрес>, в переустроенном состоянии в части замены газовой плиты на электрическую плиту.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Охроменко С.А.