Дело №
УИД 44RS0013-01-2023-000373-19
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А. В.,
с участием представителя истца помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Петрова А. С.
при секретаре Коминой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ЗАО УЧХОЗ «Боровиковское» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов из состава земель сельскохозяйственного предназначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, вблизи четвертого урочища 2-го Красносельского участкового лесничества на территории Боровиковского сельского поселения: площадью, не менее №., на участке местности с координатами № в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Свои требования истец мотивирует тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области были выявлены факты несанкционированного складирования отходов на земельном участке ЗАО УЧХОЗ «Боровиковское». Указанные свалки являются стихийными и состоят в основном из отходов древесного происхождения (доски, бревна, ветки), в том числе шины автомобильные. По результатам Генеральному директору ХАО УЧХОЗ «Боровиковское» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого должных мер, направленных на ликвидацию вышеуказанных свалок не было принято. До настоящего времени вопрос о ликвидации данных свалок не решен.
Согласно абз. 2 п. 7.8. ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся и в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то прокуратора и обратилась в суд к у ответчику с таким иском.
Представитель истца в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования, предъявив их к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, поскольку право собственности на земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка с 23.06.2023 года зарегистрировано за муниципальным образованием Боровиковское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области.
Представитель истца помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Петрова А. С. В судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства в связи с неявкой представителя ответчика в судебное заседание, последствия рассмотрения дела в порядке заочного производства представителю истца разъяснены и понятны.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ст. 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, с согласия представителя истца настоящее дело рассматривалось в порядке заочного производства.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, «ЭкоТехноМенеджмет», ЗАО УЧХОЗ «Боровиковское», администрация Красносельского муниципального района, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно пункту 6 статьи 2 названного Федерального закона отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее также ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В судебном заседании установлено, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Костромской области выявлены факты захламления земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, вблизи четвертого урочища 2-го Красносельского участкового лесничества на территории Боровиковского сельского поселения: площадью, не менее №, на участке местности с координатами № в границах земельного участка с кадастровым номером №. На указанном участке установлена несанкционированная свалка ТКО древесного происхождения (доски, бревна, ветки), в том числе шины автомобильные и др.: площадью №
Данный факт подтверждается справкой от 21.04.2022 года, оформленной помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора (л.д.7) с фототаблицей (л.д.18-19).
28.02.2023 года Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Генерального директора ЗАО УЧХОЗ «Боровиковское» вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось о наличии на территории Боровиковского сельского поселения в районе четвертого урочища 2-го Красносельского участкового лесничества несанкционированных свалок отходов.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что право собственности на земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка с 23.06.2023 года зарегистрировано за муниципальным образованием Боровиковское сельское поселение Красносельского муниципального района Костромской области. Земельные участки, на которых образованы стихийные свалки отходов, в аренду не переданы, землепользователи в отношении этих земельных участков не установлены.
В соответствии в положениями Устава муниципального образования Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, определённом советом депутатов, осуществляет администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, ответчик суду не представил, хотя такая обязанность в соответствии со статьей 56 ГПК РФ на него была возложена.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен срок исполнения решения суда 3 месяца, с указанным сроком суд соглашается, находит его достаточным для исполнения решения суда
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области– удовлетворить.
Обязать администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 44:07:012406:107, площадью не менее 500 кв.м. в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области.
Судья А.В.Артимовская