Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-424/2024 (2-2624/2023;) ~ М-2533/2023 от 27.12.2023

Дело № 2-424/2024, УИД 50RS0006-01-2023-003297-04

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

27 марта 2024 года

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Разиной И.С.,

при секретаре Жарких А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Долгопрудного к Администрации го Долгорудный, МАОУ СОШ об обязании провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов

установил:

Прокурор города Долгопрудный обратился в суд с иском, изначально к Администрации го Долгопрудный об обязании провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в МАОУ СОШ .

Протокольным определением суда МАОУ СОШ исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

         Уточнив исковые требования прокурор г.Долгопрудного просит обязать администрацию г.о. Долгопрудного Московской области и МАОУ СОШ устранить выявленные нарушения, а именно:

         Обязать администрацию г.о. Долгопрудный Московской области и МАОУ СОШ по адресам: <адрес>, установить:

          кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы;

          знаки информирования инвалидов на территории: - входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках; - специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках; - пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций; оборудовать на первом этаже в санитарно-гигиеническом помещении для инвалидов умывальник для инвалидов; звукоусиливающее оборудование для инвалидов; знаки информирования в коридорах для инвалидов на всех этажах: - входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках; - специальные зоны отдыха и ожидания для инвалидов на креслах-колясках; - пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций; - места общего сбора МГН и доступное место в них для сбора ( инвалидов на креслах-колясках; на территории, прилегающей к зданию, на маршруте движения специальные дорожки для инвалидов по зрению; наличие на этажах специальных дорожек для инвалидов по зрению; наличие поручней на лестницах между этажами..

          По адресу: <адрес>, установить:

          кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы;

              знаки информирования инвалидов на территории: - входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках; - пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций; оборудовать на первом этаже санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов с умывальником и унитазом для инвалидов;

         звукоусиливающее оборудование для инвалидов;

         знаки информирования в коридорах для инвалидов на всех этажах: - входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках; - пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций; на территории, прилегающей к зданию, на маршруте движения специальные дорожки для инвалидов по зрению; наличие на этажах специальных дорожек для инвалидов по зрению.

          По адресу: <адрес>, установить:

          кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы;

          наличие оборудованного понижения повышения тротуара по маршруту движения инвалида на территории;

          знаки информирования инвалидов на территории: - доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках; - пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций.

          в местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах колясках элементы здания (входы выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т. п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу;

          звукоусиливающее оборудование для инвалидов;

          знаки информирования в коридорах для инвалидов на всех этажах: - входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные пути эвакуации инвалидов на креслах-колясках; наличие на этажах специальных дорожек для инвалидов по зрению.

        Помощник прокурора г.Долгопрудного Осипова О.В. уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МАОУ СОШ требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты прав инвалидов, так как не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, а также влечет отсутствие свободного доступа к зданию образовательной организации неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) с ограниченными возможностями; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями, в том числе, несовершеннолетних на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов, направленной на достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод. Непринятие указанных в иске мер нарушает права неопределенного круга лиц-инвалидов и иных маломобильных групп населения на доступ к объектам социальной инфраструктуры – МАОУ СОШ .

Представитель ответчика Администрации го Долгопрудный по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, представив письменные возражения на иск.

Представитель МАОУ СОШ – директор ФИО4 в судебное заседание явилась, пояснив, что частично согласна с заявленными требованиями, представив письменный отзыв на иск.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации го Долгопрудный по доверенности ФИО5 пояснила, что полностью согласна с позицией директора МАОУ СОШ .

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доказательства, представленные в материалы дела, доводы возражений, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст., 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Право прокурора на предъявление исков вытекает из положений ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых, развивается система социальных служб.

В соответствии со ст. 2, ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

        Прокуратурой города Долгопрудный проведены проверочные мероприятия по адресам: <адрес>, с целью проверки соблюдения обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов в здание учебного учреждения.

        В ходе проверки установлено, что на объектах МАОУ СОШ отсутствуют условия для беспрепятственного и самостоятельного передвижения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения по территории и внутри здания.

           На основании общедоступной информации, размещенной на сайте в сети интернет, установлено, что МАОУ СОШ действует на основании Устава в новой редакции, утвержденного постановлением Администрации го Долгопрудного от 06.03.2024 № 113-ПА.

Учредителем и собственником имущества Образовательного учреждения является муниципальное образование го Долгопрудный Московской области в лице администрации городского округа Долгопрудный.

Юридический адрес Образовательного учреждения: <адрес>

Фактические места осуществления образовательной деятельности: 1) <адрес>.

Учредителем и собственником имущества Образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Долгопрудный Московской области в лице администрации городского округа Долгопрудный. Постановлением администрации городского округа Долгопрудный функции и полномочия Учредителя могyт быть переданы отраслевому (функциональному) органу администрации городского округа Долгопрудный.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой счет, круглую печать со своим наименованием, угловой штамп, фирменные бланки и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Согласно Уставу, к основным целям деятельности Учреждения, в том числе, относятся организация и создание условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения.

        По результатам проверки прокурором г.Долгопрудного в адрес главы го Долгопрудный направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства.

        На что Управлением образования после рассмотрения представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ сообщено о разработке дорожной карты по устранению нарушений федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В силу ст. 6 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со статьей 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Как следует из статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Исходя из подпунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309.

Данный документ включен в перечень нормативно-правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 года, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2467).

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В соответствии с п. п. 3,4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 года №1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115).

Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;

г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами;

и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.

в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно ч. 1 ст. 36 указанного закона имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

         Представитель МАОУ СОШ ФИО4 в судебном заседании представила фотоматериал подтверждающий установление заявленных истцом информирующих тактильных табличек и знаков, также пояснив, что Из представленных ответчиком МАОУ СОШ объяснений и фотографий следует, что в здании учреждения, расположенного по адресу: <адрес> установлены знаки информирования для инвалидов на территории и внутри с дублированием на шрифте Брайля: ??- входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные санитарно-бытовые помещения для инвалидов на креслах-колясках; - в местах, в которых находятся недоступные элементы для инвалидов на креслах-колясках - имеются указатели направления; - доступные пути эвакуации, пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций; на территории оборудованы специальные дорожки для инвалидов по зрению. Не установлена кнопка вызова персонала на калитке при входе на территорию, готовы установить, а также готовы установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов.

         В здании Учреждения, расположенного по адресу: <адрес> установлены знаки информирования для инвалидов на территории и внутри с дублированием на шрифте Брайля «Входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках»; оборудование специальной дорожки для инвалидов по зрению нецелесообразно, так как в учреждении организовано сопровождение инвалидам к местам получения услуг или санитарно-бытовым помещениям (приказ № 316 от 17.08.2023 «О назначении ответственных за реализацию программы «Доступная среда», приказ № 155-до от 22.12.2023 «О назначении ответственных за организацию работы с инвализдами»), что допустимо согласно Приказу Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; наличие инородных рельефных элементов на полу потенциально приведет к случаям травматизма среди обучающихся. Согласны установить кнопку вызова персонала на калитке при входе на территорию и установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов.

          В здании Учреждения, расположенного по адресу: <адрес> оборудовано искусственное понижение асфальта при входе на территорию; оборудование специальной дорожки для инвалидов по зрению на этажах нецелесообразно, так как в учреждении организовано сопровождение инвалидам к местам получения услуг или санитарно-бытовым помещениям (приказ указан выше); наличие инородных рельефных элементов на полу потенциально приведет к случаям травматизма среди обучающихся; 2. нецелесообразно приобретение звукоусиливающего оборудования для инвалидов в одном из помещений, т.к. массовые мероприятия в детском саду не предусмотрены образовательной программой, а в одном из зданий учреждения имеется такое портативное оборудование; 3) установлены знаки информирования для инвалидов - вход и выход, доступные для инвалидов на креслах-колясках; - доступные пути эвакуации; - пути движения к местам общего сбора МГН в случае экстренных ситуаций. Согласны установить кнопку вызова персонала на калитке при входе на территорию, звукоусиливающее оборудование для инвалидов.

         Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих вышеизложенные возражения ответчика МАОУ СОШ , суду не представлено.

         В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

         Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.

         Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, руководствуясь положениями приведенных выше правовых норм, а также руководствуясь положением ст.296 ГК РФ, учитывая, что здания находятся в оперативном управлении МАОУ СОШ , суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Администрации г.о. Долгопрудный.

В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к МАОУ СОШ частично, обязав:

         Обязать МАОУ СОШ , установить:

         на объекте МАОУ СОШ по адресу : <адрес> - кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы; установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов (учитывая выраженное согласие ответчика);

         на объекте МАОУ СОШ по адресу : <адрес> - кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы; установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов (учитывая выраженное согласие ответчика);

         на объекте МАОУ СОШ по адресу : <адрес> - кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы; установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов (учитывая выраженное согласие ответчика);

        В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд находит необходимым установить 3-х месячный срок для исполнения решения суда в части устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Долгопрудного к Администрации го Долгорудный, МАОУ СОШ об обязании провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов – удовлетворить частично.

Обязать МАОУ СОШ в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, устранить выявленные нарушения, а именно,

         на объекте МАОУ СОШ по адресу : <адрес> установить - кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы; установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов;

         на объекте МАОУ СОШ по адресу : <адрес> установить - кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы; установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов;

         на объекте МАОУ СОШ по адресу : <адрес> установить - кнопку вызова для инвалидов на калитке при входе на территорию школы; установить звукоусиливающее оборудование для инвалидов.

        В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

        В удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации го Долгопрудный – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2024 года

Судья                                                                                                         И.С. Разина

2-424/2024 (2-2624/2023;) ~ М-2533/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Долгопрудный
Ответчики
Администрация г.о. Долгопрудный
МАОУ СОШ № 14
Другие
Управление образования Администрации го Долгопрудный
Суд
Долгопрудненский городской суд Московской области
Судья
Разина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
dolgoprudniy--mo.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.06.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.07.2024Дело оформлено
01.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее