Дело № 2-274/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,
при секретаре Котляровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого», Администрация Сальского района, отделу культуры и искусства Сальского района об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания,
У С Т А Н О В И Л :
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого», Администрация Сальского района, отделу культуры и искусства Сальского района об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания.
В обоснование указывает, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части антитеррористической защищенности объектов культуры.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п. 26 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3,5 Федерального закона № 35- ФЗ, МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» (относится к первой категории опасности), расположенное по адресу: ул. Ленина, 8, г. Сальск, Ростовская область, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) в том числе посредством реагирования на сообщения, поступившие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), не осуществляется.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а так же предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения культуры, нарушают права, свободы и интересы работников, а также иных лиц посещающих МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого».
Не проведение вышеуказанных мероприятий отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объекта, что может привести к неблагоприятным последствия, связанным с причинением вреда жизни и здоровью посетителей и персонала.
Согласно объяснению директора МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» ФИО15 допущенные нарушения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта культуры не проконтролированы, не выявлены и не устранены ввиду того, что работы по обеспечению антитеррористической безопасности объекта, его техническому оснащению включены в смету предстоящего капитального ремонта и оборудования здания МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого». На текущий момент устранить не представляется возможным, ввиду выделения бюджетных средств на проведение предстоящего капитального ремонта.
Таким образом, учреждением не обеспечены безопасные условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения оборудования системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Сальский район».
Финансовое обеспечение деятельности МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» осуществляется за счет средств бюджета муниципального района и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством.
В данном случае основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения в сфере законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБУК РДК.
На основании изложенного просит суд обязать МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого», Администрацию Сальского района обеспечить охрану учреждения культуры, расположенного по адресу: ул. Ленина, 8, г. Сальск, Ростовская область, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) в соответствии с требованиями действующего законодательства в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Сальского городского суда от 30.01.2024г. к участию в деле в качестве соответчика Отдел культуры и искусства Сальского района.
Помощник Сальского городского прокурора Глаговский А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Сальского района представила отзыв на исковое заявление, в котором просили при вынесении решения предоставить срок для выполнения требований до 31 декабря 2027 года, поскольку в МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» с 09.01.2024г. до 31.10.2025г. будет проводиться капитальный ремонт, доступ в здание будет закрыт, поэтому выполнение требований в соответствии с исковым заявлением возможно только после окончания всех работ по капитальному ремонту и сдачи объекта в эксплуатацию. Поскольку бюджет на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг. сформирован, у ответчиков не будет возможности исполнить решение суда в срок, установленный прокурором. (л.д. 21-24).
Представитель ответчика МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого», представитель ответчика Отдела культуры и искусства Сальского района в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований, просили при вынесении решения предоставить срок для выполнения требований до 31 декабря 2027 года.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд установил следующее.
Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов(территорий).
Так, в соответствии с указанной нормой, постановлением правительства Российской Федерации от 11.02.2017г. № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п.2,3 Требований антитеррористической защищенности для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных ли, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В соответствии с п. 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях, в том числе воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Согласно пп. «в» пункта 25 Требований установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в том числе организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектного режимов, установленных на объектах (территориях).
В соответствии с п.26 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктам 21-25 (2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступившие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренных пунктами 21-26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра и территории, оборудование мест расположения критических элементов дополнительным ограждением.
Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму установлены в ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации..
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и паспортизации этих объектов утверждены постановлением Правительства от 11.02.2017 № 176 (далее-Требования).
Подпунктом - в нарушение подпункта "з" пункта 25 Требований отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 26 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3,5 Федерального закона № 35- ФЗ, МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» (относится к первой категории опасности), расположенное по адресу: ул. Ленина, 8, г. Сальск, Ростовская область, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) в том числе посредством реагирования на сообщения, поступившие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), не осуществляется.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а так же предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения культуры, нарушают права, свободы и интересы работников, а также иных лиц посещающих МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого» (л.д. 7)
Согласно объяснению директора МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» ФИО16. допущенные нарушения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта культуры не проконтролированы, не выявлены и не устранены ввиду того, что работы по обеспечению антитеррористической безопасности объекта, его техническому оснащению включены в смету предстоящего капитального ремонта и оборудования здания МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого». На текущий момент устранить не представляется возможным, ввиду выделения бюджетных средств на проведение предстоящего капитального ремонта (л.д. 8-9).
В судебном заседании установлено, 13.11.2023г. МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого» заключил контракт № 001 на выполнение работ по капитальному ремонту на объекте: «Капитальный ремонт здания Районного Дворца культуры им. Р.В. Негребецкого по адресу: Ростовская область, г. Сальск, ул. Ленина, 8» с <данные изъяты>, срок выполнения работ с 09 января 2024 года по 31 октября 2025 года. (л.д. 25-59).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2.1 Устава МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого» является муниципальным бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого» является муниципальное образование «Сальский район». Функции Учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Администрация Сальского района (л.д. 77-101).
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого», Администрация Сальского района, отделу культуры и искусства Сальского района об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая сроки формирования областного и местного бюджетов на очередной финансовый год, суд считает, необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения в срок до 29.11.2027 года, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Сальского района «Районный дворец культуры им. Р.В. Негребецкого», Администрация Сальского района, отделу культуры и искусства Сальского района об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания, удовлетворить.
Обязать МБУК Сальского района «РДК им. Р.В. Негребецкого», Администрацию Сальского района обеспечить охрану учреждения культуры, расположенного по адресу: ул. Ленина, 8, г. Сальск, Ростовская область, с привлечением сотрудников (работников) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 29.11.2027г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Дорогокупец
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2024 года.