Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 25 мая 2023г.
Избербашский городской суд республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика заместителя по ВМР МБДОУ РД «Центр развития ребёнка - Детский сад №» <адрес> ФИО7,
представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД ФИО2, поданного в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ РД «Республиканский детский сад №», Администрации ГО «<адрес>» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности,
установил:
заместитель прокурора <адрес> ФИО2 обратился в Избербашский городской суд с указанным исковым заявлением.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее - МОВО по <адрес>) и отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №», расположенном по адресу: РД, <адрес>.
В ходе проверки в деятельности МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона №- ФЗ).
Согласно пп. «а, б, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ).
С учетом Федерального закона № 35-ФЗ, под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. "б" п. 25 Требований); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (пп. «г» п. 25 Требований); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (пп. «д» п. 25 Требований).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации, (пункт 31 Требований).
Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.
Между тем, согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» не выполняются вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности.
В частности, в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми и не могут оставаться без соответствующего реагирования.
Ранее, в целях устранения указных нарушений в адрес директора образовательного учреждения внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес>», являющейся учредителем данной образовательной организации.
Также в ходе проверки в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Между тем, согласно информации начальника ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» имеются нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), а именно:
Объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности (ст.5 ФЗ №)
На объекте защиты не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, систему пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Работа не осуществляется с учётом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (п.54 Правил)
На объекте защиты не организовано проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода—изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год) (п.13 правил);
На технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре не представлен сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности ( ст.145 ФЗ «123);
На объекте защиты из групповой ячейки и помещений второго этажа, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел., имеется менее двух эвакуационных выходов (СП 1.12130.2020, п.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ, ст.4 и 6 ФЗ №)
Указанные нарушения требований федерального законодательства создают угрозу безопасности несовершеннолетних детей и работников данного учреждения, а также нарушают их права на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности школы; признать бездействие Администрации городского округа «<адрес>», являющегося учредителем образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №»; обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» в течении 1 (одного) месяца по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать объект (территорию) системами и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- на объекте защиты организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, систему пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Работа не осуществляется с учётом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;
- на объекте защиты организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода—изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год);
- На технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре обеспечить сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности;
- на объекте защиты из групповой ячейки и помещений второго этажа, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел., обеспечить наличие более двух эвакуационных выходов;
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты – МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №» в течении 3 месяцев по вступлению в силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО5 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа «<адрес>» ФИО6, действующая на основании доверенности исковые требования не признала. Пояснила суду, что на сегодняшний день финансирования нет, но начальник Управления Образования направила главе ГО письмо с просьбой рассмотреть возможность финансирования указанных мероприятий. По мере финансирования средства будут заложены и будут потрачены на эти цели.
Представитель ответчика - заместитель директора МКОУ МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №» ФИО7, исковые требования признала частично. Просила приобщить к материалам дела в копиях: Приказ «О возложении обязанностей» №-к от ДД.ММ.ГГГГ, договор №-ТО на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации; акт № сдачи-приемки выполненных работ по договору №-ТО, договор №-У на опробование работоспособности автоматической пожарной сигнализации; договор №-ТО на техническое обслуживание системы дублирования сигнала СПС и СО на пульт подразделения пожарной охраны, платежное поручение №, договор №-У испытаний по контролю качества огнезащитной обработки деревянных конструкций
Третье лицо - МОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД» будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие указанного представителя.
Третье лицо - ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие указанного представителя.
Суд, выслушав участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, к основным задачам противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Согласно письму Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (вместе с "Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов создают условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, (предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно п.п. в п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее - МОВО по <адрес>) и отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (далее - МКОУ «СОШ №»).
Согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» не выполняются вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности.
В частности, в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, «тревожной» сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно Уставу МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №», учреждение осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: 368502, РД, <адрес> А.
Согласно Уставу учредителем данного учреждения является администрация городского округа «<адрес>».
Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 6.48 СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.
Из приведенных выше норм следует, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правило о выполнении всех без исключения современных требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения.
А также соответствует положениям п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ " О безопасности " о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве.
Представленные заместителем директора МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес> ФИО7 копии документов: Приказ «О возложении обязанностей» №-к от ДД.ММ.ГГГГ, договор №-ТО на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации; акт № сдачи-приемки выполненных работ по договору №-ТО, договор №-У на опробование работоспособности автоматической пожарной сигнализации; договор №-ТО на техническое обслуживание системы дублирования сигнала СПС и СО на пульт подразделения пожарной охраны, платежное поручение №, договор №-У испытаний по контролю качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку фактически требования предъявленные прокурором <адрес> в полной мере не были устранены МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» <адрес> и Администрацией городского округа «<адрес>».
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> РД ФИО2, поданного в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ РД «Республиканский детский сад №», Администрации ГО «<адрес>» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности школы;
Признать бездействие Администрации городского округа «<адрес>», являющегося учредителем образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №»;
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №» в течении 1 (одного) месяца по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать объект (территорию) системами и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- на объекте защиты организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, систему пожарной сигнализации с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Работа не осуществляется с учётом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;
- на объекте защиты организовать проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода—изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год);
- На технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре обеспечить сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности;
- на объекте защиты из групповой ячейки и помещений второго этажа, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел., обеспечить наличие более двух эвакуационных выходов;
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты – МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №» в течении 3 месяцев по вступлению в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья М.М. Ахмедханов