Дело №
УИД: 05RS0№-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО3,
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО «<адрес>» к ФИО2 и ООО «Арсугский» о признании сделки недействительной (ничтожной), применение последствий ее недействительности,
у с т а н о в и л:
Администрация МО «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО2 и ООО «Арсугский» о признании сделки недействительной (ничтожной), применение последствий ее недействительности
В обоснование иска указано, что <адрес> в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 05:14:000054:53, площадью 764 га.
В соответствии с договором субаренды земельного участка Арендатор обязуется предоставить Субарендатору за плату в пользование земельный участок из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства) с кадастровым номером 05:14:000054:53, площадью 764 га. Договор заключен на срок 20 лет, но, не превышая срока действия основного договора. Также настоящий договор зарегистрирован в органе осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. указанного договора Субарендная плата составляет 53 067 рублей в год, которая должна вноситься равными долями в полгода один раз в сроки не позднее 30 июня и 30 ноября текущего года путем перечисления на счет Арендатора.
ДД.ММ.ГГГГ Крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 ликвидировано.
ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано муниципальное унитарное предприятие «Арсугский» (МУП «Арсугский») путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью (ООО «Арсугский». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «<адрес>».
Указанный договор нарушает права Министерства как собственника, администрации МО «<адрес>» как учредителя собственника имущества, также ООО «Арсугский» и является недействительным на основании следующего.
В соответствии с ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Как следует из ч.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 ст.168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст.168 ГКРФ).
Закон о предприятиях определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия (статья 1).
Подпунктом 2 п.5 ст.18 Закона о предприятиях предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.
В отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий законодательный запрет на передачу ими прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, иным хозяйствующим субъектам (кроме случаев заключения концессионных соглашений) прямо установлен подп.2 п.5 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
- сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного п.6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в границах территорий морских портов;
- передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного п.6 настоящей статьи.
Таким образом, для государственного и муниципального унитарного предприятия установлен прямой законодательный запрет на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды другим лицам (перенаем) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах спорный договор в силу п.2 ст.168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, как противоречащий приведенным нормам права.
При этом, договор аренды не был исполнен. Участок в пользование ФИО1 не передавался из владения ООО «Арсугский» не выбывал. Также ответчик не вносил ни разу арендные платежи по договору субаренды. Указанный договор был заключен без согласия собственника и учредителя муниципального предприятия.
Просит применить последствия недействительности (ничтожности) договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, исключить (аннулировать) из ЕГРН обременение в пользу ФИО1 в виде записи об аренде (субаренде) №.
В судебное заседание истец – администрация МО «<адрес>», будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, не явилась. От представителя истца по доверенности ФИО5 в суд поступило заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела без их участия, в связи с загруженностью на работе. Исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчики ФИО2 и ООО «Арсугский», в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о дате и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
С учетом положений ст.165.1 ГК РФ, п.63, п.64, п.67, п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» суд находит, что судебное извещение доставлено ответчику и его представителю. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание ответчик и его представитель не представили; возражения по иску не направили; не просили рассматривать дело в их отсутствие.
Поскольку, в соответствии со ст.167 ГПК РФ неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению дела, суд, исследовав материалы дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и его представителя.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений.
Согласно ч.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Частью 3 ст.215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.295 ГК РФ установлен запрет на продажу, сдачу в аренду или иное распоряжение недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника.
В силу ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и МУП «Арсугский» <адрес> в лице директора ФИО2 заключили договор № аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, а именно земельного участка из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства) с кадастровым номером 05:14:000054:0053, находящегося по адресу: <адрес> для ведения отгонного животноводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, общей площадью 764, 6939 га. Срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ Размер арендной платы составляет 41 271 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
В тот же день составлен передаточный акт.
ДД.ММ.ГГГГ межу МУП «Арсугский» и главой КФХ ФИО2 составлен договор субаренды земельного участка №, земельного участка из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства) с кадастровым номером 05:14:000054:0053, находящегося по адресу: <адрес> для ведения отгонного животноводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, общей площадью 764 га. Срок аренды на 20 лет, но, не превышая срока основного договора. Размер арендной платы составляет 53 067 рублей.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «<адрес>», МУП «Арсугский» реорганизовано путем преобразования в ООО «Арсугский». Функции и полномочия учредителя ООО «Арсугский» осуществляет администрация МО «<адрес>».
В соответствии со ст.154 ГК РФ, сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (п.1). Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) (п.3).
В соответствии с п.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п.2 ст.166 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, истец администрация МО «<адрес>» является стороной сделки – учредитель собственника имущества, следовательно, истец обладает правом на предъявление настоящего иска.
В соответствии с п.1 ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статьям 606, 607, 615 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки, особенности их сдачи в аренду могут быть установлены законом.
Арендатор вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу с согласия арендодателя, если иное не установлено законом.
В соответствии с положениями ч.2 ст.295 ГК РФ, ч.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
В связи с этим, МУП «Арсугский» не вправе производить отчуждение недвижимого имущества без согласования с министерством имущественных отношений Республики Дагестан и проведения конкурса в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, МУП «Арсугски» не уполномочен принимать решения о принятии либо отчуждении недвижимого имущества.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в предыдущем абзаце, без согласия арендодателя при условии его уведомления (п.9 ст.22 ЗК РФ).
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что поскольку пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены ЗК РФ, то в случае, указанном в пункте 9 статьи 22 ЗК РФ, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, а в иных случаях (при применении пунктов 5 и 6 статьи 22 ЗК РФ) достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.
Как следует из пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, без согласия арендодателя, при условии его уведомления, арендатор земельного участка имеет право передать права и обязанности, в том числе, указанные в п.5 и п.6 ст.22 ЗК РФ, в том случае, если земельный участок, являющийся предметом договора, находится в государственной или муниципальной собственности, и договор аренды заключен на срок более 5 лет.
Пунктом 2 ст.615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Вместе с тем согласно ч.6 ст.22 ЗК РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Поскольку нормы п.2 ст.607 и п.2 ст.615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков, и такие особенности предусмотрены Земельным кодексом РФ, то для передачи арендованного земельного участка в субаренду по правилам ч.6 ст.22 ЗК РФ достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, для государственного и муниципального унитарного предприятия установлен прямой законодательный запрет на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды другим лицам (перенаем) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку договор субаренды составлен без уведомления собственника земельного участка и без его согласия, суд полагает, что спорный договор в силу п.2 ст.168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, как противоречащий приведенным нормам права.
Из п.4 договора № субаренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что субарендатор обязан своевременно производить субарендные платежи. Однако в материалах дела отсутствуют сведения о произведении ответчиком данных платежей.
Также судом установлено, что передаточный акт о передаче спорного земельного участка субарендатору, не составлен, и не передан.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации МО «<адрес>».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования администрации МО «<адрес>» к ФИО2 и ООО «Арсугский» о признании сделки недействительной (ничтожной), применение последствий ее недействительности, удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) заключенный между МУП «Арсугский» и главой КФХ ФИО2 договор от ДД.ММ.ГГГГ № субаренды земельного участка с кадастровым номером 05:14:000054:0053, из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства), находящегося по адресу: <адрес> для ведения отгонного животноводства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, общей площадью 764 га.
Применить последствия недействительности (ничтожности) договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, в виде прекращения права субаренды главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 05:14:000054:0053.
исключить (аннулировать) из ЕГРН обременение в пользу ФИО1 в виде записи об аренде (субаренде) №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД, через Хивский районный суд РД, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Якубов Я.А.