РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Федоровка 12 сентября 2022 г.
Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баскаковой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Сагдатовой З.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Федоровского района Республики Башкортостан Башлыкова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации сельского поселения Верхнеяушевский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан (далее – администрация сельского поселения) о возложении обязанности устранения нарушения законодательства об безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Федоровского района Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения о возложении обязанности устранения нарушений в сфере дорожной деятельности.
В обоснование иска указал, что в ходе проведённой прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации сельского поселения выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Так, проверкой установлено, что на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МДОУ детский сад «Чебурашка», расположенного по адресу: <адрес>, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2019, а именно горизонтальная дорожная разметка частично отсутствует ввиду износа в процессе эксплуатации. Кроме того, на вышеуказанном участке дороги общего пользования дорожные знаки 1.22, 3.24 не соответствуют длине-высоте ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004. Указывает, что выявленные нарушения создают угрозу безопасности передвижения по нему неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данном образовательном учреждении, нарушает их прав и законные интересы.
Просит, уточнив исковые требования, возложить на администрацию сельского поселения обязанность привести знак 1.22, 3.24 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004, расположенные на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МДОУ детский сад «Чебурашка» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Башлыков М.М. уточнённые исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс), с учетом мнения участников процесса, находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 данного закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
На основании ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих правилах организации местного самоуправления в РФ" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) и ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Статья 2 Закона N 196-ФЗ гласит, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно ст. 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст утвержден "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее ГОСТ Р 52289-2019).
Положениями пункта 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2019 установлено, что расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1 - 1.4.6, а вне населенных пунктов и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть: от 0,6 до 1,5 м - при установке на конструктивно выделенных направляющих островках или островках безопасности, а также на проезжей части или обочине на переносных опорах по ГОСТ Р 58350 или на переносных передвижных комплексах по ГОСТ 32758.
Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть от 50 до 200 мм. Знаки на одной опоре, распространяющие свое действие на разные проезжие части одного направления движения, располагают над соответствующими проезжими частями или максимально приближают к ним с учетом технических возможностей и требований настоящего стандарта (пункт 5.1.13 ГОСТ Р 52289-2019).
В силу требований статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для целей технических регламентов применение ГОСТ Р 50597-2017 и Р 52289-2019 является обязательным.
Судом установлено, что решением Совета муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан от 17.12.2014 муниципальный район передал поселению полномочия по вопросу дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением администрации сельского поселения от 11.07.2017 г. в целях обеспечения безопасности дорожного движения утвержден проект организации дорожного движения автомобильных дорог и благоустройства дорожно-уличной сети в населенном пункте <адрес> сельсовета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан во исполнение поручения прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, которые выразились в следующем: на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МДОУ детский сад «Чебурашка» по адресу: <адрес>, дорожные знаки 1.22, 3.24 не соответствуют длине-высоте ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004.
В ходе проведенного государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Федоровскому району ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ осмотра участка дороги, по адресу: <адрес>, установлено, что дорожные знаки 1.22, 3.24 не соответствуют длине-высоте ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004.
Администрация сельского поселения как собственник автомобильных дорог в границах населённых пунктов сельского поселения Верхнеяушевский сельсовет является органом, ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги.
Таким образом, в результате невыполнения администрацией сельского поселения мероприятий в сфере надлежащего содержания автомобильных дорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения нарушаются права неопределенного круга лиц, что также влечет за собой угрозу их жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Федоровского района Республики Башкортостан действующего в интересах неопределённого круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь положениями статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Верхнеяушевский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52290-2004 знаки 1.22, 3.24, расположенную на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МДОУ Детский сад «Чебурашка» по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Т.В. Баскакова