Дело №2-376/2022
УИД 04RS0019-01-2022-000574-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 13 июля 2022 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии представителей истца Дульской И.Г., Доржиевой А.Д., представителя ответчика Мильвит С.Г., представителя третьего лица администрация МО «Турунтаевское» СП Вербицкого П.Н., представителя Роспотребнадзора по Республике Бурятия Марактаева З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к МУП «Турунтаево» об обязании устранить нарушения требований законодательств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к МУП «Турунтаево» об обязании устранить нарушения требований законодательств, в котором просит обязать ответчика:
оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода скважины № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> (<адрес> № по <адрес> (<адрес> № <адрес>, № <адрес> №;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о Соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины № по <адрес>, № по <адрес> (<адрес>);
- реализовать мероприятия по чистке и дезинфекции скважин № по <адрес>, № по <адрес> их накопительных емкостей;
на скважины № <адрес> № разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения;
оборудовать первый пояс зоны санитарной охраны скважин № <адрес> № в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02;
получить на скважины № <адрес>), № санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
утвердить программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21;
обеспечить проведение лабораторных испытаний качества питьевой воды по микробиологическим, санитарно-химическим и радиологическим показателям в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями 2-4 СанПиН 2.1.3684-21.
Исковые требования мотивированны тем, что указанные нарушения требований законодательства об охране вод были установлены в ходе проверки и в настоящее время ответчиком не устранены.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО «Турунтаевское» СП.
В судебном заседании представитель истца Дульская И.Г., Доржиева А.Д. исковые требования поддержали, согласно доводов, изложенных в иске.
Представитель Роспотребнадзора по Республике Бурятия Марактаев З.В. в судебном заседании доводы иска поддержал, пояснил, что указанные в иске нарушения были выявлены в ходе проверки и нарушают права жителей муниципального образования на безопасное и качественное водоснабжение.
Представитель ответчика МУП «Турунтаево» Мильвит С.Г. в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснив, что МУП эксплуатирует указанные в иске скважины, однако в надлежащем порядке они не были переданы МУП. Полагает, что указанные в иске обязанности должен исполнить собственник скважин, а не эксплуатирующая организация.
В судебном заседании представитель администрации МО «Турунтаевское» СП Вербицкий П.Н. полагал, что МУП не является надлежащим ответчиком, указанные в иске обязанности должен исполнить собственник скважин, а не эксплуатирующая организация.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) регулируются наряду с другими федеральными нормативными правовыми актами Водным кодексом Российской Федерации, который как часть водного законодательства основывается на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека приоритета охраны водных объектов перед их использованием (часть 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3 поименованного Кодекса).
В соответствии с требованиями статьи 43 Водного кодекса РоссийскойФедерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ч.1).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (статья 2).
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Обязанности юридических лиц установлены статьей 11 Закона № 52-ФЗ, в число которых входит: выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разработка и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; обеспечение безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Статьей 19 Закона № 52-ФЗ определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Согласно информации о результатах проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РБ установлено, что МУП «Турунтаево» эксплуатирует 9 источников водоснабжения для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес>, имеет лицензию на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ УДЭ 01086 ВЭ, выданную Министерством природных ресурсов Российской Федерации, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Из источников водоснабжения централизованным и нецентрализованным водоснабжением в <адрес> обеспечено свыше 2000 человек, а также ряд социальных учреждений - <адрес>.
В нарушение пункта 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), в <адрес> не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зон санитарной охраны, следующие скважины: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> <адрес> № по <адрес> <адрес> № <адрес>, № <адрес> №.
В нарушение требований частей 3, 4 статьи 18 Закона № 52-ФЗ не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины № по <адрес>, № по <адрес> <адрес>
В нарушении пункта 89 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению...», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), МУП «Турунтаево» не организованы мероприятия по чистке и дезинфекции скважин и накопительных емкостей № по <адрес>, № по <адрес>.
На скважины № <адрес> №, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не утверждены проекты зон санитарной охраны, не получены санитарно-эпидемиологические заключения на них (части 3, 4 статьи 18 Закона №52-ФЗ, пункты 1.З., 1.4., 1.11., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02); не обрудован первый пояс зоны санитарной охраны (пункты 3.2.1.Г, 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110- 02).
Кроме того, МУП «Турунтаево» не принято мер к разработке программы производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21, не обеспечено проведение лабораторных испытаний качества питьевой воды по микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям (пункты 77, 79 СанПиН 2.1.3684-21).
Указанные обстоятельства ответчиком, третьим лицом не оспариваются.
Изложенное свидетельствует о том, что на территории МО «Турунтаевское» СП не обеспечено соблюдение водного законодательства для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также безопасность водоснабжения для жителей населенного пункта.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
При этом доводы представителей ответчика, администрации сельского поселения о том, что указанные обязанности должен исполнить собственник скважин, а не эксплуатирующая организация, суд отклоняет, поскольку факт эксплуатации скважин именно МУП «Турунтаево» достоверно установлен в ходе судебного разбирательства, указанные скважины были переданы ответчику на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в составе иного муниципального имущества. Доказательств того, что собственником скважин является иное лицо суду не представлено. МУП «Турунтаево» в соответствии с условиями договор осуществляет полномочия хозяйственного ведения, использует переданное имущество для целей деятельности МУП, получает прибыль и использует его по своему усмотрению. Более того, ответчиком в 2006 г. получена лицензия на право пользования недрами в целях добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Также ответчиком принимались меры к получению лицензии на право пользования недр в целях добычи питьевых подземных вод, расположенных в <адрес>, <адрес> что также свидетельствует о фактическом использовании и эксплуатации расположенных в ТУСМе скважин.
Ненадлежащее оформление документов по передаче муниципального имущества эксплуатирующей организации не может служить основанием для отказа в иске, поскольку право жителей населенного пункта на безопасное водоснабжение презюмируется.
Принимая во внимание, что исполнение исковых требований потребуется дополнительное время, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по требованиям об обязании реализовать мероприятия по чистке и дезинфекции скважин, утвердить программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, обеспечить проведение лабораторных испытаний качества питьевой воды – до ДД.ММ.ГГГГ, по остальным требованиям – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать МУП «Турунтаево» устранить нарушения требований законодательств при эксплуатации скважин, расположенных в <адрес>, а именно:
оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода скважины № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> <адрес>, № по <адрес> <адрес> № <адрес>, № <адрес> №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о Соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины № по <адрес>, № по <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- реализовать мероприятия по чистке и дезинфекции скважин № по <адрес>, № по <адрес> и их накопительных емкостей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
на скважины № <адрес> № разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
оборудовать первый пояс зоны санитарной охраны скважин № <адрес> № в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
получить на скважины № <адрес> № санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
утвердить программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
обеспечить проведение лабораторных испытаний качества питьевой воды по микробиологическим, санитарно-химическим и радиологическим показателям в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями 2-4 СанПиН 2.1.3684-21, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2022 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина