Дело № 2-556/2023 10 февраля 2023 года
49RS0001-01-2023-000050-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской уд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием прокуроров Петуховой М.М., Янченко К.А.,
представителя ответчика Серовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в интересах муниципального образования «Город Магадан» к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Плюс» о возложении обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства при содержании общедомового имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд в интересах муниципального образования «Город Магадан» с названным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Магадана проведен мониторинг соблюдения жилищного законодательства в части надлежащего содержания общедомового имущества многоквартирного дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане, управление которым осуществляет ООО «Жилсервис-Плюс» на основании договора управления от 27 июля 2007 года.
В ходе проведенного прокуратурой г. Магадана 13 декабря 2022 года осмотра первого подъезда указанного дома выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно между третьим и пятым этажами на лестничных клетках хранится строительный и бытовой мусор, личные вещи жильцов (стиральные машинки, коробки, велосипеды и т.д.); нарушено лакокрасочное покрытие стен (имеются отшелушивание, намокание стен); по всему периметру подъезда электрощитовые не имеют запирающих устройств; с первого по пятый этажи электромонтажные ниши находятся в открытом состоянии, запирающих устройств не имеют; окна во всем подъезде уплотняющих прокладок не имеют (отсутствует плотный притвор, имеются значительные щели, некоторые окна до конца не закрываются); на пятом этаже имеется протекание крыши (мокрое пятно на потолке); между первым и вторым этажами внутреннее стекло окна слева разбито.
Считает, что невыполнение управляющей организацией обязанностей по обеспечению проведения ремонта общедомового имущества первого подъезда дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане нарушает жилищные права граждан на благоприятные условия проживания, а также создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
По информации управления по учету и распределению жилой площади мэрии г. Магадана в вышеуказанном многоквартирном доме в собственности муниципального образования «Город Магадан» находится жилое помещение, а именно <адрес>.
Полагает, что дальнейшее непринятие ответчиком мер, направленных на устранение выявленных нарушений, может привести к необходимости дополнительного расходования денежных средств муниципального образования «Город Магадан» на восстановление общедомового имущества, что является недопустимым.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом уточнения требований просит суд обязать ответчика в срок до 30 августа 2023 года устранить нарушения жилищного законодательства при содержании общедомового имущества первого подъезда дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане, а именно: с первого по пятый этажи восстановить лакокрасочное покрытие стен (отшелушивание, намокание стен), обеспечить электромонтажные ниши запорными устройствами, обеспечить окна уплотняющими прокладками (отсутствует плотный притвор, устранить щели) и устранить на пятом этаже протекание крыши (мокрое пятно на потолке).
Представитель муниципального образования «Город Магадан» для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании прокуроры требования поддержали по основаниям, изложенным в иске с учетом их уточнения, дополнительно указав, что до настоящего времени ответчиком в полной мере не приняты меры к устранению нарушений жилищного законодательства, что подтверждается актом осмотра от 9 февраля 2023 года.
Представитель ответчика в судебном заседании, состоявшемся 9 февраля 2023 года, указала, что нарушения жилищного законодательства, поименованные в иске, в настоящее время частично устранены.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Положениями ст. 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3).
Как установлено судом и следует из материалов дела, управляющей организацией многоквартирного дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане является ООО «Жилсервис-Плюс», которая осуществляет управление данным домом на основании договора управления от 27 июля 2007 года.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 27 июля 2007 года управляющая организация ООО «Жилсервис-Плюс» приняла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме.
Согласно информации, представленной с ресурса сайта департаментом имущественных и жилищных отношений мэрии города Магадана, квартира № в многоквартирном доме 48 по ул. Якутской в г. Магадане является собственностью муниципального образования «Город Магадан».
Положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
В силу п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Таким образом, стены, окна и электрическое оборудование, находящиеся в подъездах многоквартирного дома, относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
В силу подп. «а», «б» п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 указанных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп. «а» - «д» п. 2 указанных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170).
Согласно Правилам № 170 окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон (п. 3.2.3, 4.7.1).
Размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными (п. 3.2.16).
Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (п. 3.2.18).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (п. 4.2.1.1).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (п. 4.6.1.1).
Таким образом, приведенным правовым регулированием предусмотрена обязанность управляющей организации содержать стены, окна и электрическое оборудование, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома, в технически исправном состоянии и принимать своевременные меры для устранения повреждений по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Акт осмотра от 13 декабря 2022 года свидетельствует о том, что помощником прокурора г. Магадана произведен осмотр общедомового имущества первого подъезда многоквартирного дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане. В ходе осмотра установлено, что между третьим и пятым этажами на лестничных клетках хранится строительный и бытовой мусор, личные вещи жильцов (стиральные машинки, коробки, велосипеды и т.д.); нарушено лакокрасочное покрытие стен (имеются отшелушивание, намокание стен); по всему периметру подъезда электрощитовые не имеют запирающих устройств; с первого по пятый этажи электромонтажные ниши находятся в открытом состоянии, запирающих устройств не имеют; окна во всем подъезде уплотняющих прокладок не имеют (отсутствует плотный притвор, имеются значительные щели, некоторые окна до конца не закрываются); на пятом этаже имеется протекание крыши (мокрое пятно на потолке); между первым и вторым этажами внутреннее стекло окна слева разбито.
При этом представленный в ходе судебного разбирательства акт осмотра, составленный по состоянию на 9 февраля 2023 года совместно помощником прокурора г. Магадана и представителем ООО «Жилсервис-Плюс», свидетельствует о том, что в ходе осмотра первого подъезда многоквартирного дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане установлено, что электрощитовые закрыты, электромонтажные ниши с первого по пятый этажи запирающих устройств не имеют; лакокрасочное покрытие стен нарушено (имеется отшелушивание и намокание стен); окна во всем подъезде уплотняющих устройств не имеют (плотный притвор отсутствует); на пятом этаже имеется пятно от протекания с крыши, чердак открыт, замка не имеется.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что управляющая организация мер к полному устранению выявленных в ходе осмотра от 13 декабря 2022 года первого подъезда вышеназванного многоквартирного дома нарушений не приняла, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом представленный в ходе судебного разбирательства договор подряда от 2 октября 2020 года не свидетельствует об устранении ответчиком нарушений жилищного законодательства в части содержания общедомового имущества первого подъезда вышеназванного многоквартирного дома.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт невыполнения управляющей организацией работ по содержанию вышеназванного многоквартирного дома в интересах собственников помещений многоквартирного дома, что может привести к снижению допустимого уровня надежности многоквартирного дома и создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе жильцов данного многоквартирного дома, что, в свою очередь, нарушает конституционное право жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания, равно как и законных интересов муниципального образования «Город Магадан» на надлежащее содержание общедолевой собственности в части доли, принадлежащей ему в общем праве собственности на общедомовое имущество.
Учитывая, что на ответчике, как на управляющей организации спорного многоквартирного дома, во исполнение договора управления лежит обязанность принять меры по обеспечению надлежащего технического состояния имущества собственников, в том числе инициировать собрание собственников для решения вопроса о проведении текущего ремонта в первом подъезде дома, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства при содержании общедомового имущества первого подъезда дома 48 по ул. Якутской в г. Магадане путем восстановления лакокрасочного покрытия стен, обеспечения электромонтажных ниш запорными устройствами; обеспечения окон уплотняющими прокладками и устранения на пятом этаже протекания крыши.
При таких обстоятельствах исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения судом принимается во внимание срок и порядок вступления судебного постановления в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.
Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суду ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая временные и финансовые затраты, необходимые на исполнение решения суда, объем подлежащих выполнению работ, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок - до 30 августа 2023 года является разумным и достаточным для исполнения судебного решения.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает следующее.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Магадана в интересах муниципального образования «Город Магадан» к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Плюс» о возложении обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства при содержании общедомового имущества удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Плюс» (ОГРН 1074910000901) в срок до 30 августа 2023 года устранить нарушения жилищного законодательства при содержании общедомового имущества первого подъезда многоквартирного дома 48 по улице Якутской в городе Магадане, а именно: с первого по пятый этажи восстановить лакокрасочное покрытие стен (отшелушивание, намокание стен), обеспечить электромонтажные ниши запорными устройствами, обеспечить окна уплотняющими прокладками (обеспечить плотный притвор, устранить щели), устранить на пятом этаже протекание крыши (мокрое пятно на потолке).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Плюс» (ОГРН 1074910000901) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения - 15 февраля 2023 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>