Именем Российской Федерации
г.Тамбов 05 июня 2023 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Киреевой Н.В.,
при секретаре Есиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Харитоновой Н.О., представителя ответчика Пчелинцевой Ю.П
гражданское дело по иску Сорокиной Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области о перерасчете страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Сорокина Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области о перерасчете страховой пенсии, указав в обоснование исковых требований в окончательной редакции, что 04.01.1996г. ей была назначена досрочная страховая пенсия по старости как матери ребенка-инвалида с детства. При назначении данной пенсии пенсионным органом не были учтены периоды: период обучения по очной форме, период проживания с супругом в местности, где она не могла трудоустроиться, периоды ухода за двумя детьми, период временной нетрудоспособности, также не была произведена надбавка за детей, рожденных до 1991 года 15.06.2017г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком был произведен перерасчет ее страховой пенсии с учетом периодов ухода за детьми, периода проживания с супругом военнослужащим. Однако при перерасчете размера ее страховой пенсии ответчиком не был выбран наиболее выгодный вариант расчета пенсии. После ее обращения в различные государственные инстанции ответчиком был произведен перерасчет страховой пенсии по наиболее выгодному для нее варианту, в декабре 2022г. сообщено о доплате к пенсии за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2022г. Считает, что перерасчет страховой пенсии должен был быть произведен с 2015 года, поскольку право на учет иных «нестраховых» периодов и перерасчет страховой пенсии с учетом увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 г. у нее наступило с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем доплата должна быть произведена с 2015г., а не с 2017 года. Пенсионным органом ей не было разъяснено о праве обращения с заявлением о перерасчете пенсии с 2015 г. Считала, что при подаче заявления о перерасчете пенсии в 2017г. доплата должна быть произведена за период, предшествовавший ее обращению за перерасчетом, то есть с момента наступления права. Согласно ответу пенсионного органа от 13.12.2022г., при подготовке ответа на обращение от 2017 г. был применен выгодный вариант расчета пенсии, пенсионное дело приведено в соответствие. Просила суд обязать ответчика произвести недополученную доплату пенсии со дня возникновения права на перерасчет страховой пенсии за период с 01.01.2015 г. по 01.06.2017г.
Истец Сорокина Н.А. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца Харитонова Н.О. в судебном заседании уточненные исковые требования истца поддержала в полном объеме. Просила суд обязать ответчика произвести истцу доплату недополученной части пенсии со дня возникновения права на нее с момента вступления в законную силу ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2015г. по 01.06.2017г.
Представитель ответчика Пчелинцева Ю.П. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснив, что согласно п.2 ч.1 ст.23 ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет страховой пенсии производится по заявлению пенсионера с первого числа месяца следующего за месяцем обращения с заявлением о перерасчете.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе порядка исчисления, сроков, с которых назначаются пенсии, правил и сроков их перерасчета к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой страховой пенсии, в настоящее время регулируются вступившим в законную силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Со дня вступления в силу указанного Федерального закона "О страховых пенсиях", Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, начиная с 01.01.2015.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч.18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения либо в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В силу п. 2 указанной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении спора, связанного с взысканием с пенсионного органа выплат в связи с не перерасчетом пенсии, начиная с января 2015 г, относятся: факт обращения лица, получающего пенсию, с заявлением в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии, с документами, подтверждающими право лица, получающего пенсию, на перерасчет указанной пенсии в сторону увеличения; наличие или отсутствие ошибки органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате пенсии.
Судом установлено и следует из материалов дела, из материалов пенсионного дела, что истцу Сорокиной Н.А. 04.01.1996г. назначена досрочная пенсия по старости на основании п. а ст. 11 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего стажа 31 год 10 месяцев 28 дней. Периоды работы и иной деятельности были засчитаны в общий трудовой стаж в соответствии с разделом 6 Закона №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку 11.12.1997г. Сорокиной Н.А. было подано заявление о дополнении стажа, ее стаж был дополнен периодом с 19.06.1989 г. по 23.01.1990г., с 19.04.1991г. по 10.11.1991г., и общий трудовой стаж составил 32 года 4 месяца 28 дней.
С 01.01.2002г. вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно п.2 ст.31 которого Закон №340-1 утратил силу, а согласно п.1 ст.29 размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона нормам Закона №340-1, пересчитываются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В связи с изложенным, истцу Сорокиной Н.А. был произведен перерасчет трудовой пенсии по старости в соответствии п. 4 ст. 30 Закона №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как по наиболее выгодному варианту. Согласно перерасчета, стаж, указанный как «работа» составил 17 лет 5 месяцев 14 дней.
07.05.2009г. Сорокина Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии по нестраховым периодам - проживание с супругом военнослужащим.
Периоды с 16.08.1971г. по 21.10.1973г., с 01.02.1976г. по 03.02.1976г., с 01.07.1976 г. по 22.09.1976г., с 10.10.1979г. по 22.01.1980г., с 04.08.1982г. по 31.08.1982г., 02.07.1984г. по 30.11.1988г., с 23.03.1989г. по 18.06.1989г., с 24.01.1990г. по 31.12.1991г. были взяты для перерасчета пенсии как нестраховые согласно Федерального закона от 21.03.2005г. №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан", но не более пяти лет в общей сложности, что позволило к имеющемуся у истца стажу 17 лет 5 месяцев 14 дней добавить еще 5 лет.
Период ухода истца за ребенком Сорокиной И.П., 30.04.1972 г.рождения был учтен в нестраховом периоде с 16.08.1971г. по 21.10.1973г. (проживание супругов военнослужащих).Период ухода за ребенком Сорокиным А.П., 13.10.1978 года рождения был учтен в нестраховом периоде с 01.06.1977 г. по 15.10.1979г. (работа).
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.03.2005г. №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан" при подсчете продолжительности нестраховых периодов, за которые предусматривается выделение Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, не учитываются периоды, включенные при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015г., перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года.
В соответствии с положением пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), необходимого для определения размеров страховых пенсий, исчисляется с учетом суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 данной статьи по формуле.
При этом частью 12 рассматриваемой статьи предусмотрено, коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет: 1, 8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет, 3, 6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5, 4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Исходя из совокупности правовых норм части 1 статьи 12 и части 12 статьи 15 Закона 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, определяется согласно очередности периодов ухода за детьми.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В связи с изложенным, учесть периоды ухода истца за детьми с 30.04.1972 г. по 29.10.1973г. и с 13.10.1978 г. по 12.04.1980 г. как нестраховые периоды в баллах возможно после 01.01.2015г.
Судом установлено, что истец Сорокина Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и замене периодов работы периодами ухода за детьми 15.06.2017г. ( л.д.39-40)
Как следует из ответа ОПФР по Тамбовской области от 13.12.2022г. №С-5537-5613/5920, на основании заявления Сорокиной Н.А. от 15.06.2017г. и имеющихся в пенсионном деле документов с 01.07.2017 истцу произведен перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом «нестраховых» периодов ухода за детьми *** рождения и *** года рождения, и «нестраховых» периодов проживания с супругом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. По состоянию на *** величина ИПК истца составляла 36,293 (в том числе за периоды ухода за детьми – 4,485, за периоды проживания с супругом военнослужащим – 9), размер страховой пенсии истца с учетом произведенного перерасчета и индексаций составил 11506 руб. 94 коп. Также было установлено, что при перерасчете размера пенсии с 01.07.2017г. не был выбран наиболее выгодный расчета пенсии. После приведения пенсионного дела истца в соответствии с действующим пенсионным законодательством, величина ИПК истца составила 40,828, размер пенсии истца, с учетом проведенного перерасчета и индексации – 12042 руб.53 коп. За период с 01.07.2017 г. по 31.12.2022 г. в декабре 2022 г. будет произведена доплата пенсии путем перечисления на счет в кредитной организации. Вместе с пенсией по старости истцу выплачивается ежемесячная денежная выплата как инвалиду второй группы в размере 1850 руб. 78 коп. и предоставлено право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (л.д.57-58).
Факт произведенного истцу перерасчета за период с 01.07.2017 по 31.12.2022 подтверждается распоряжениями о перерасчете размера пенсии ( л.д.45-51), недополученная выплата в размере 27409,17 рублей произведена истцу, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела. ( л.д.55-56)
Согласно материалам пенсионного дела примененный ответчиком расчет пенсии истца является для него наиболее выгодным, судом нарушений пенсионных прав истца не установлено.
Исходя из вышеизложенных требований закона, перерасчет размера страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет.
Доказательств обращения истца Сорокиной Н.А. с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в пенсионный орган до 15.06.2017 года в материалах пенсионного дела не имеется. У пенсионного органа не имелось законных оснований для произведения перерасчета пенсии истице с 01.01.2015 г, так как истец свое волеизъявление в виде письменного заявления в пенсионный орган подала только 15.06.2017г.
Выплата страховой пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, не полученной пенсионером своевременно предусмотрена п.2 ст. 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" только при наличии вины органа пенсионного обеспечения.
Довод стороны истца о возможности перерасчета пенсии ответчиком в беззаявительном порядке по имеющимся в распоряжении пенсионного органа документам с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с 01.01.2015 г, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права.
Закон не возлагает на пенсионный орган обязанность в отсутствие соответствующего заявления пенсионера самостоятельно производить перерасчет пенсии, кроме случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" и вопреки доводам стороны истца нарушения пенсионных прав истца на обеспечение повышения уровня ее страховой пенсии со стороны пенсионного органа не установлено.
Поскольку обстоятельств, предусмотренных ч. 4,5 ст. 23 Закона о перерасчете размера пенсии с более раннего срока, чем подано соответствующее заявление, не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о произведении перерасчета размера страховой пенсии с 01.01.2015г. а также произведении доначисленной выплаты с момента вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях».
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорокиной Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области о перерасчете страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Киреева
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2023г.
Судья Н.В.Киреева