Дело № 5-71/2023
УИД 86MS0071-01-2023-000001-92
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 февраля 2023 года г.Ханты-Мансийск.
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Сосновская О.А.,
с участием: представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Борисовой Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей административного органа Главного управления МЧС России по ХМАО – Югре – Краснова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Собещанского Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, юридический и фактический адрес: ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.5, ОГРН 1028600512181, ИНН 8601006241, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
16 ноября 2022 года в 00 часов 01 минуту Правительство ХМАО-Югры, находящееся по адресу: ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.5, повторно не выполнило в установленный срок до 15 ноября 2022 года предписание №3/1/1 от 15 ноября 2021 года, выданное Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО – Югре.
А именно Правительством ХМАО-Югры не устранено нарушение требований ст. 76 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п.7 Положения о противопожарной службе ХМАО-Югры, утверждённого постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.04.2011 №94-п, выразившееся в том, что дислокация подразделений противопожарной службы ХМАО-Югры не обеспечивает нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в населенных пунктах: Березовский район – д.Деминская, д.Нерохи, д.Пугоры, д.Сартынья, п.Устрем, д.Усть-Манья, д.Хурумпауль, д.Ясунт; Кондинский район – с.Карым, д.Никулкина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), п.Супра (функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Октябрьский район – д.Верхние Нарыкары (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Сургутский район – д.Таурова (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), п.Банный (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Ханты-Мансийский район – д.Лугофилинская (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), д.Чембакчина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года).
В судебном заседании представитель Правительства ХМАО-Югры Борисова Л.Ю. вину юридического лица в инкриминируемом правонарушении не признала, указав, что согласно акту проверки № 28 и предписанию № 28/1/1 в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных нормативными актами, а именно дислокация подразделений пожарной охраны на территории автономного округа не обеспечивает нормативное время прибытия первого подразделения к месту тушения пожара в 16 населенных пунктах, указанных в предписании. Таким образом, в предписании № 28/1/1 от 30.12.2022 установлена новая формулировка нарушения, а именно вместо «подразделения противопожарной службы автономного округа» указано - «подразделения пожарной охраны». Согласно ст. 4 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено 5 видов пожарной охраны. Следовательно, в акте проверки № 28 и предписании № 28/1/1 указано, что в 16 населенных пунктах не создано не только подразделений противопожарной службы автономного округа, но и других видов пожарной охраны, в том числе и добровольной, что не соответствует представленным в ходе проверки документам о проделанной работе по исполнению предписания. В 2022 году подразделения противопожарной службы автономного округа не создавались, в связи с тем, что в законодательство о пожарной безопасности внесены изменения, в том числе в ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части изменения формулировки нормы права, в статью 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ в части расширения полномочий в области пожарной безопасности субъектов Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2568-р «Об утверждении перечня населенных пунктов (внутригородских территорий городов федерального значения), в которых размещаются территориальные подразделения федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы» утвержден перечень населенных пунктов, в которых размещаются подразделения федеральной противопожарной службы. С 01.03.2022 вступили в силу обязательные требования к созданию подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России № 700 от 15.10.2021 «Об утверждении методик расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны». В целях надлежащего исполнения предписания от 15.11.2021 № 3/1/1 с учетом изменений законодательства в области пожарной безопасности Департаментом региональной безопасности автономного округа в течение 2022 года был проведен ряд мероприятий. Так, в целях обеспечения пожарной безопасности на территории автономного округа Департаментом региональной безопасности автономного округа организован мониторинг пожарной охраны на территории автономного округа для решения вопроса о приведении численности пожарной охраны в соответствии с требованиями приказа МЧС № 700. Было принято решение о прикрытии указанных в предписании населенных пунктов подразделениями добровольной пожарной охраны. В связи с чем, просила прекратить производство по делу.
К материалам дела приобщены письменные возражения представителя Правительства ХМАО-Югры на протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании представители административного органа Краснов В.В., Собещанский Р.А. на привлечении к ответственности Правительства ХМАО-Югры настаивали, указав, что предписание от 15.11.2021 не исполнено, что образует состав правонарушения.
К материалам дела приобщен письменный отзыв ГУ МЧС России по ХМАО-Югре на возражения Правительства ХМАО-Югры; копии постановления мирового судьи от 10.01.2022, решения Ханты-Мансийского районного суда от 11.05.2022, решения Арбитражного суда ХМАО-Югры от 17.06.2022.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно ч. 14 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Как следует из материалов дела, ранее сотрудниками ГУ МЧС России по ХМАО-Югре проводилась плановая выездная проверка выполнения требований законодательства РФ в области пожарной безопасности Правительством ХМАО-Югры, расположенным по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира д.5.
По результатам проведённой проверки 15.11.2018 был составлен акт проверки №17 и Правительству ХМАО-Югры выдано предписание об устранении нарушений от 15.11.2018 №17/1/1 со сроком исполнения до 15.11.2019.
Далее по распоряжению от 29.07.2020 №11 проведена внеплановая проверка исполнения предписания от 15.11.2018 №17/1/1 Правительством ХМАО-Югры. По результатам проверки установлено, что Правительство ХМАО-Югры частично выполнило предписание, в связи, с чем выдано предписание от 31.08.2020 №11/1/1 со сроком устранения до 15.10.2021.
В ходе очередной проведенной внеплановой проверки, установлено, что Правительство ХМАО-Югры не выполнило предписание от 31.08.2020 №11/1/1, в связи, с чем было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 15.11.2021 №3/1/1 со сроком устранения до 15.11.2022. В предписании указано на нарушение, которое необходимо устранить:
дислокация подразделений противопожарной службы ХМАО-Югры не обеспечивает нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в населенных пунктах: Березовский район – д.Деминская, д.Нерохи, д.Пугоры, д.Сартынья, п.Устрем, д.Усть-Манья, д.Хурумпауль, д.Ясунт; Кондинский район – с.Карым, д.Никулкина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), п.Супра (функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Октябрьский район – д.Верхние Нарыкары (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Сургутский район – д.Таурова (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), п.Банный (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года); Ханты-Мансийский район – д.Лугофилинская (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года), д.Чембакчина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2021 года).
Предписание от 15.11.2021 №3/1/1 обжаловано Правительством ХМАО-Югры в Арбитражный суд ХМАО-Югры, решением которого от 17.06.2022 по делу №А75-8018/2022 предписание признано законным.
На основании распоряжения №28 от 09.12.2022 в отношении Правительства ХМАО-Югры проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 15.11.2021 №3/1/1.
В ходе проверки, проведенной в период с 28.12.2022 по 30.12.2022, установлено, что требования предписания от 15.11.2021 №3/1/1 не исполнены.
По результатам проверки составлен акт №28 от 30 декабря 2022 года.
Устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.
Законность предписания заключается в том, оно выдано тем органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит осуществление функции, по государственному региональному контролю (надзору). Кроме того, законность предписания предполагает, что предписание было выдано в установленном законом порядке, не ущемляющем права поднадзорных субъектов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Статьёй 18 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесены, в том числе: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 7 Закона ХМАО - Югры от 12.10.2005 № 73- оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Правительство как постоянно действующий коллегиальный орган государственной власти возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.
Правительство на основании постановлений Губернатора автономного округа формирует исполнительные органы государственной власти автономного округа, утверждая их штатные расписания и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных в бюджете автономного округа. Исполнительные органы вносят в Правительство проекты законодательных, иных нормативных правовых актов автономного округа и других документов, по которым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа требуется принятие решений Правительства.
Правительство на основе предложений исполнительных органов формирует и утверждает ежегодные и квартальные планы основных мероприятий, реализуемых Правительством и исполнительными органами, прогнозные показатели деятельности исполнительных органов, рассматривает отчеты об исполнении планов и достижении прогнозных показателей деятельности исполнительных органов в порядке, установленном Регламентом Правительства автономного округа. Правительство вправе отменять акты исполнительных органов или приостанавливать действие этих актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Следовательно, данные положения определяют именно временной норматив прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту возможного пожара.
Установленный законом норматив обеспечения пожарной безопасности не зависит от количества граждан, проживающих постоянно или временно в населенных пунктах.
В соответствии с п. 2.10 «СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждённого приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181 (далее по тексту - СП 11.13130.2009, Свод правил), целью выезда подразделения пожарной охраны на пожар является условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.
Свод правил определяет оперативное подразделение пожарной охраны как подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения, связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
В соответствии с п. 2.11 Свода правил, под временем прибытия первого подразделения к месту вызова понимается время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.
В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе, включает в себя законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.1998 № 67-оз «О пожарной безопасности», пожарная безопасность обеспечивается, в том числе, путем создания пожарной охраны и организации ее деятельности.
К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отнесено образование, определение организационной структуры, полномочий, задач, функций, порядка деятельности противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и установление численности личного состава подразделений пожарной охраны по охране городов, населенных пунктов и объектов, содержащихся за счет средств бюджета автономного округа, как это определено п. 11 ст. 5 Закона № 67-оз.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.04.2011 № 94-п утверждено Положение о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Пунктом 7 Положения определено, что дислокация подразделений противопожарной службы на территории автономного округа определяется по методике, утвержденной МЧС России в установленном порядке или, исходя из времени прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара. При этом, время прибытия подразделений пожарной охраны определено требованиями статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ - в городских поселениях и городских округах оно не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Предписание №3/1/1 от 15.11.2021 выдано по результатам проверки уполномоченным органом надлежащему обязанному лицу, содержит всю необходимую информацию о фактах выявленных нарушений, а также ссылки на нормы законов и обязательных для исполнения нормативных правовых актов, которые нарушены, является законным и обоснованным.
Кроме того, законность предписания №3/1/1 от 15.11.2021 проверялась в судебном порядке, решением Арбитражного суда ХМАО – Югры по делу №А75-8018/2022 от 17.06.2022 года данное предписание признано законным.
Виновность Правительства ХМАО – Югры установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении №7 от 30.12.2022 года; распоряжением №28 от 09.12.2022 года; копией акта проверки №28 от 30.12.2022 года; копией предписания №28/1/1 от 30.12.2022 года; копией распоряжения №3 от 13.10.2021 года; копией акта проверки №3 от 15.11.2021 года; копией предписания №3/1/1 от 15.11.2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ; копией постановления мирового судьи от 10.01.2022 года (вступило в законную силу 11.05.2022), вынесенного в отношении Правительства ХМАО-Югры по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
Представленные в деле доказательства получены в соответствии с требованиями закона.
Доводы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о невиновности и наличии оснований для прекращения производства по делу суд находит несостоятельными.
Как следует из материалов дела, на момент окончания проверки (30.12.2022) Правительством ХМАО-Югры не было обеспечено нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в указанных в предписании населенных пунктах, а также в данных населенных пунктах отсутствовали здания пожарных депо, как это предусмотрено ч.2 ст.76 Федерального закона №123.
Таким образом, на момент проверки исполнения предписания от 15.11.2021 нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в населенных пунктах, указанных в предписании, не было обеспечено ни дислокацией подразделений противопожарной службы, ни дислокацией подразделений пожарной охраны (с учетом изменений в законодательстве).
Следовательно, предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности от 15.11.2021 в установленный срок не исполнено.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных доказательств, подтверждающих, что после получения предписания юридическим лицом предпринимались в соответствии с законодательством все достаточные, необходимые меры для надлежащего исполнения предписания или юридическое лицо было лишено всякой возможности выполнить необходимые действия по выполнению предписания, не установлено судом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Правительство ХМАО – Югры повторно не исполнило в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении административного материала, судом не установлено.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств суд не усматривает.
Определяя вид и меру наказания, суд учитывает сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, и назначает наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10, КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, юридический и фактический адрес: ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.5, ОГРН 1028600512181, ИНН 8601006241, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по реквизитам:
Получатель - УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре); ИНН/КПП получателя 8601024177/860101001; номер счета получателя платежа 03100643000000018700; наименование банка получателя платежа РКЦ ХАНТЫ-МАНСИЙСК/УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре г. Ханты-Мансийск; КБК 17711601191010005140, БИК 007162163; ОКТМО 71871000; УИН 17700712722001991107.
На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.А.Сосновская