Дело №
УИД 32RS0№-80
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 декабря 2020 года <адрес>
Судья Суражского районного суда <адрес> Бирюкова Светлана Александровна (243500, <адрес>),
рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении Колесникова Александра Дмитриевича, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Суражский районный суд <адрес> из ОП «Суражский» на основании определения о передаче материала по подведомственности поступил административный материал в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
Изучив представленные материалы при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, судья установил, что протокол об административном правонарушении с приложенными к нему документами не может быть рассмотрен и подлежит возврату должностному лицу, составившему его, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов, установлено, что указанные требования закона должностным лицом, возбудившим производство по делу, в полном объеме соблюдены не были.
Статьей 27.10 КоАП установлен порядок изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе обнаруженным при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров и документов, согласно которому изъятие осуществляется лицами, указанными в статьях 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
В случае применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов протоколе об изъятии вещей и документов делается соответствующая запись. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 7 статьи 27.10 КоАП).
В нарушение вышеуказанного, в материалах дела отсутствует фототаблица, на которую имеется указание в протоколе изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии со ст. 26.6 КоАП РФ о наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом. Сведения о наличии вещественных доказательств в протоколе об административном правонарушении отсутствуют.
На основании ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В нарушение указанных требований недостаточно расписано событие административного правонарушения; в протоколе не указаны фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, кто непосредственно присутствовал при событии административного правонарушения; а также сведения о разъяснении им прав и обязанностей, в том числе предупреждение об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ (за дачу заведомо ложных показаний).
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Перечисленные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не были учтены при составлении материала об административном правонарушении: ФИО2 и ФИО3 не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ при взятии письменных объяснений.
Установленные судом нарушения процессуальных требований являются существенными, так как нарушают права лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нормы действующего законодательства РФ, регламентирующие порядок производства по делу об административном правонарушении
В связи с чем, вышеперечисленные нарушения препятствуют объективному рассмотрению настоящего дела и вынесению законного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ с другими материалами административного дела возвратить ОП «Суражский» для исправления указанных недостатков.
Судья С.А. Бирюкова