Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Южа Ивановской области 11 января 2024 года
Судья Палехского районного суда Ивановской области Пятых Л.В., с участием:
помощника прокурора Южского района ФИО4,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности <данные изъяты>», <данные изъяты> <данные изъяты> юридический адрес: <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка № Палехского судебного района в Ивановской области (исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Палехского судебного района в Ивановской области) от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Палехского судебного района в Ивановской области (исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Палехского судебного района в Ивановской области) от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Как следует из оспариваемого постановления, <данные изъяты>», находящееся по адресу: <адрес>, допустило невыполнение требований законодательства о гражданской обороне. Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Южского района проведена проверка исполнения <данные изъяты>» требований Федерального закона РФ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований законодательства о гражданской обороне: 1) отсутствует план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, согласованный с Администрацией Южского муниципального района; 2) отсутствуют утверждённые программы курсового обучения в области гражданской обороны с учётом особенностей деятельности организации для работников организации; 3) не организовано проведение объектовых тренировок по гражданской обороне; 4) не создана комиссия по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время.
Не согласившись с данным постановлением <данные изъяты>» в лице защитника ФИО3 обратилось с жалобой в Палехский районный суд Ивановской области об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление мирового судьи. Свои требования мотивирует тем, что:
- у <данные изъяты>» отсутствовали сведений о включении предприятия в перечень структурных подразделений Администрации Южского муниципального района и подведомственных предприятий и учреждений, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне;
- перечень обязанностей в области гражданской обороны, устанавливается в зависимости от отнесения территории к группе по гражданской обороне; в зависимости от присвоения организации категории по гражданской обороне; в зависимости от отнесения организации к числу организаций, продолжающих свою работу в военное время; в зависимости от степени опасности эксплуатируемых организацией объектов. Вопрос о том, к какой группе по гражданской обороне отнесена территория Южского муниципального района Ивановской области, отнесено ли предприятие к числу организаций, продолжающих свою работу в военное время, утвержден ли в муниципальном образовании план гражданской обороны и защиты населения, не разрешался.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности руководитель <данные изъяты>», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Защитник ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Помощник прокурора Южского района ФИО4 в судебном заседании удовлетворению жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, возражал, как необоснованной.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, судья не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего:
в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты>» выполнены в полной мере.
В соответствии с ч. 2 ст.и 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера представляет собой гражданскую оборону.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании положений ст. 1 указанного Федерального закона под мероприятиями по гражданской обороне понимается организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Согласно п. 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
В соответствии с п.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. г п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Согласно п. 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются: развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне; материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Согласно п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют в числе прочего мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществление курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны; разработка программы проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
В соответствии с п.20 Положения о гражданской обороне в РФ, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является, в том числе, создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
На основании п.16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а именно: создают и организовывают работу в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
В соответствии с п. п. 2, 3, 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565, виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также настоящей Инструкции. Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские. Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах руководителей, должностных лиц и работников организаций проводятся объектовые тренировки (далее - ОТ). ОТ проводятся в целях отработки, как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). Продолжительность ОТ определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач. ОТ могут быть совмещены с учениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
<данные изъяты> является юридическим лицом, созданным в форме муниципального унитарного предприятия постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, для осуществления руководства эксплуатацией жилищного фонда, тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, а также вывоза твердых бытовых отходов, благоустройства и озеленения территории в <адрес> (п<данные изъяты>»). Основным видом его деятельности значится сбор и обработка сточных вод (выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Главы Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п был утверждён Перечень структурных подразделений Администрации Южского муниципального района и подведомственных предприятий и учреждений, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне. <данные изъяты>» включено в данный перечень в качестве звена по обслуживанию защитных сооружений и аварийно-технического звена водоканализационных и тепловых сетей.
Постановлением Администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об определении перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне на территории Южского муниципального района», <данные изъяты>» отнесено к организациям обеспечивающим выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне на территории Южского муниципального района, «как имеющее приспособление, в мирное время и при проведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время, заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства для укрытия населения».
При рассмотрении дела мировым судьей было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки проведенной прокуратурой Южского района исполнения <данные изъяты>» требований Федерального закона РФ от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», были выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, а именно:
- не разработан (отсутствует) план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, согласованный с органом местного самоуправления Администрацией Южского муниципального (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ", п. 3, 4 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях");
- отсутствуют утверждённые программы курсового обучения в области гражданской обороны с учётом особенностей деятельности организации для работников организации (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.п. г п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ", п. 16.1 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях");
- не организовано проведение объектовых тренировок по гражданской обороне (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", п.п. г п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ", п. 16.1 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", п.п. 2, 2, 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565"Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
- не создана комиссия по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" п.п. 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687; п. 20 Положения о гражданской обороне в РФ)
Факт допущенных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а наличие таких нарушений не оспаривается <данные изъяты>
Невыполнение вышеуказанных мероприятий <данные изъяты>» по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения <данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Оценивая доводы жалобы, направленные на оспаривание обязанностей в области гражданской обороны лица, привлекаемого к административной ответственности, а также доводы об отсутствие у <данные изъяты>» сведений о включении предприятия в перечень организаций, обеспечивающих мероприятия по гражданской обороне, суд признает их не состоятельными, в силу следующего:
<данные изъяты>» отнесено к перечню структурных подразделений Администрации Южского муниципального района и подведомственных предприятий и учреждений, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне постановлением Главы Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Более того постановлением Администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п <данные изъяты>» отнесено к организациям обеспечивающим выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне на территории Южского муниципального района.
Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, как муниципальный правовой акт, опубликовано в официальном средстве массовой информации Южского муниципального района, утвержденном решением Совета 4-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ – «Правовом вестнике Южского муниципального района» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также находится в свободном доступе на официальном сайте Администрации Южского муниципального района в сети «Интернет».
При этом незнание требований, установленных законодательством РФ и возложенных обязанностей на основании данного законодательства муниципальными правовыми актами, не освобождает от ответственности.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Инны доводы жалобы при установленных обстоятельствах отнесения <данные изъяты> к организациям, обеспечивающим выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, не исключают вышеизложенных обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности по выполнению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и не исключают ответственности за их невыполнение.
Такое бездействие правильно квалифицировано как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. При назначении административного наказания мировым судьей обосновано применены положения ст.ст. 3.2, 4.1 КоАП РФ, регламентирующие назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, оснований для применения ст. 2.9, ч. 2 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.
В данном случае назначенное <данные изъяты>» административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 20.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░3 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.