Дело № 2-1187/2022
УИД 04RS0020-01-2022-001662-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2022 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «г. Северобайкальск» о возложении обязательств
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой выявлены нарушения при реализации полномочий в сфере исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проверкой установлено, что в нарушение требований Законодательства, а именно положений п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 4 п. 2 ст. 8 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. ст. 7, 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 3,4,7,13, Положения о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России №, Минкомсвязи России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», администрацией МО «г. Северобайкальск» муниципальная система оповещения не создана, в эксплуатацию не введена.
Во исполнение муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ АО «Корпорация-Технология» была разработана проектная документация местной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО) г. Северобайкальск
Вместе с тем, из 9 запланированных оконченных устройств оповещения населения, предусмотренных проектной документацией выполнены работы по созданию лишь 2 таких устройств, вопрос о выделении бюджетных средств для возобновления работ по созданию и введению в эксплуатацию системы оповещения МО «г. Северобайкальск» в настоящее время не решен.
Просит суд обязать администрацию МО «г. Северобайкальск» и ввести в эксплуатацию 7 оконченных устройств оповещения населения, предусмотренных проектной документацией местной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО) муниципального образования «город Северобайкальск» разработанной АО «Корпорация «Капитал-Технология» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу
В судебном заседании помощник северобайкальского межрайонного прокурора Михалев Д.А. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержал, полагал возможным установить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Представитель Администрации МО «г. Северобайкальск» по доверенности Викулова И.Ю. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, при этом просила учесть, что администрацией в целях проведения работ в период 2022 г. были направлены запросы на их стоимость, согласно поступивших коммерческих предложений, их цена возросла, просила суд предоставить срок исполнения решения суда в течение одого года.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Бурятия Баранов А.Б. в судебном заседании полагал заявленные прокурором исковые требования обоснованными, вопрос об установлении срока исполнения решения суда полагал возможным разрешить на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 28 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
В силу ст. 7, п «м» ч 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Положение о системах оповещения населения утверждено совместным Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 (далее по тексту – Положение)
Согласно пунктов 3, 4 Положения, оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программнотехнических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения, на муниципальном уровне создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения). Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования
В силу пунктов 25, 26 Положения поддержание муниципальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами местного самоуправления. Готовность систем оповещения населения достигается наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения, а также своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, системы оповещения населения.
В соответствии с пунктом 5 Требований к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, (Приложение№ к Приказу МЧС России №, Минкомсвязи России № от ДД.ММ.ГГГГ) все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться.
Согласно приложению № «Оценки готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению» к Положению муниципальная система оповещения оценивается как «готова к выполнению задач» если муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию.
Из материалов дела, пояснений участников процесса, установлено, что администрацией МО «г. Северобайкальск» муниципальная система оповещения не создана, в эксплуатацию не введена.
Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системах оповещения населения МО «г. Северобайкальск», согласно пункта 9 которого создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «г. Северобайкальск» был заключен муниципальный контракт с АО «Корпорация «Капитал-Технология» на выполнение работ по разработке проектной документации местной автоматизированной системы централизованного оповещения МО «г. Северобайкальск».
В соответствии с разработанной проектной документаций для оповещения населения муниципального образования предусматривается установка проектируемого оборудования и в том числе девяти оконченных устройств системы.
Из материалов дела, пояснения участников процесса установлено, что из запланированных девяти устройств системы оповещения выполнены работы по созданию лишь двух таких устройств, а именно на здании администрации МО «г. Северобайкальск» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №».
До настоящего времени администрацией работы по созданию и введению в эксплуатацию муниципальной системы оповещения в полном объеме, предусмотренной проектной документацией не проведены.
Указанные обстоятельства подтверждаются как пояснениями представителя ГУ МЧС России по РБ, так и исследованными материалами дела, в частности ответом Администрации МО «г. Северобайкальск» на представление прокурора и стороной ответчика не оспаривались.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и в силу приведенных норм, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку не принятие ответчиком мер к устранению нарушений закона приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории МО «г. Северобайкальск».
Учитывая, что исковые требования предъявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, установление данного срока, по мнению суда, является целесообразным, и обоснованным, позволяющим принять надлежащие меры к устранению нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «г. Северобайкальск» создать и ввести в эксплуатацию 7 оконченных устройств оповещения населения, предусмотренных проектной документацией местной автоматизированной системы централизованного оповещения (МАСЦО) муниципального образования «город Северобайкальск» разработанной АО «Корпорация «Капитал-Технология» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 ноября 2022 года
Судья В.В.Атрашкевич