Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4208/2023 ~ М-3018/2023 от 24.05.2023

86RS0-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2023 года                     г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд, Ханты – Мансийского автономного округа - Югры, в составе:

председательствующего судьи Школьников А.Е.,

при секретаре судебного заседания             Кошкаровой К.Ю.,

с участием представителя истца помощника прокурора Егиазаряна В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4208/2023 по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска, действующего в защиту интересов Климова А. Н., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании расходов на приобретение технического средства реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Нижневартовска, действуя в интересах Климова А.Н., обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города по обращению Климова А.Н. проведена проверка соблюдения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре законодательства, регламентирующего порядок возмещения дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица, которой установлено, что Климов А.Н. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации Климова А.Н. от <дата> предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включен слуховой аппарат цифровой заушный мощный в количестве 2 шт., сроком обеспечения бессрочно. При этом в индивидуальной программе реабилитации вид слухового аппарат не указан, поскольку действующими нормативно-правовыми актами этого не предусмотрено. Слуховой аппарат цифровой заушный мощный имеется в классификации технических средств реабилитации, утвержденной приказом Минтруда России от <дата> н. Согласно примечанию к Приказу н технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями. Для приобретения средства реабилитации Климов А.Н. обратился к ИП Жиганову С.О., где ему рекомендован слуховой аппарат цифровой заушный мощный программируемый Исток А. С., который он и приобрел на сумму 57000 руб. <дата> Климов А.Н. обращался к ответчику за компенсацией расходов в связи с приобретением слухового аппарата цифрового заушного мощного самостоятельно за счет собственных средств, предоставив для оплаты товарный и кассовый чеки. На основании приказа ответчика от <дата>, оплата расходов истца на приобретение технического средства реабилитации произведена частично <дата> на сумму 33546,66 руб., исходя из стоимости слухового аппарата цифрового заушного мощного (за 1 шт.), указанной в приложении к государственному контракту , заключенному ответчиком <дата> с ООО «СМИЛТА», имеющего следующие технические характеристики: слуховой аппарат цифровой заушный мощный, наименование модели «С.». Полагает, что занятая ответчиком в спорных правоотношениях позиция противоречит требованиям федерального законодательства. Считает, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, в случае осуществления его закупки уполномоченным органом определяется по последнему по времени на дату подачи заявления о такой компенсации исполненному в полном объеме государственному контракту. Так <дата> с ООО «СМИЛТА» ответчиком заключен контракт на поставку инвалидам цифровых слуховых аппаратов различной модификации и ушных вкладышей в 2022 году. Общая сумма контракта составляла 9498924,50 руб. В техническом задании (приложение № 1) и в спецификации (приложение № 2) к контракту предусмотрен соответствующий по характеристикам слуховому аппарату, приобретенному Климовым А.Н. у ИП Жиганова С.О., вид слухового аппарата. Государственный контракт исполнен в объеме, что свидетельствует о завершении процедуры осуществления закупки технических средств реабилитации, предусмотренных контрактом. В связи с чем полагает, что указанный контракт являлся последней завершенной процедурой закупки слуховых аппаратов, обязательства по которому, на дату подачи материальным истцом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации были исполнены сторонами контракта в полном объеме, соответственно выплата компенсации истцу должна быть произведена ответчиком исходя из стоимости слухового аппарата, предусмотренной государственным контрактом в размере 16773,33 руб. за 1 шт. Полагает, что Климову А.Г. неправомерно отказано в компенсации понесенных расходов на приобретение слухового аппарата цифрового заушного мощного в размере 23453,34 руб. (по стоимости слухового аппарата цифрового заушного мощного, указанной в контракте от <дата> ). Необоснованный отказ ответчика в полной компенсации истцу расходов на приобретение технического средства нарушает его права на гарантированную государством компенсацию понесенных гражданином расходов на приобретение средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами. В связи с чем считает, что непринятие ответчиком мер к своевременному и в полном объеме компенсации понесенных Климовым А.Н. расходов на приобретенные им самостоятельно средства технической реабилитации, позволяющие ему слышать и жить полноценной жизнью, нарушает его право на социальную помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию. В результате действий ответчика Климову А.Н. был причинен моральный вред, который заключается в нравственных переживаниях в связи с невозможностью возмещения понесенных им расходов на слуховой аппарат цифровой заушный мощный в целях обеспечения полноценной жизни, незаконным ограничением и лишением права распоряжения личными денежными средствами в значительной сумме (свыше 50000 руб.), переживанием относительно необоснованного отказа органа социальной защиты в компенсации понесенных затрат в полном объеме. Размер компенсации морального вреда оценивает в сумме 20000 руб. Просит взыскать с ответчика в пользу Климова А.Н. расходы на приобретение технического средства реабилитации – слухового аппарата цифрового заушного мощного в сумме 23453,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Истец Климов А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца помощник прокурора Егиазарян В.О. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Считает, что Климову А.Н. произведена компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации – слуховой аппарат согласно действующему законодательству, размер компенсации определен по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и составлял 16773,33 за 1 шт.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени слушания дела.

Суд, выслушав представителя истца помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 17 распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» к техническим средствам реабилитации также отнесены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ установлено, что если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу (далее – Порядок), включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 3 Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).

Согласно п. 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и которое предоставляется уполномоченным органом, то вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, подтверждается документом, на который указано в статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а именно индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды и, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Материалами дела установлено, что Климов А.Н., <дата> года рождения, является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации Климова А.Н. от <дата> предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включен слуховой аппарат цифровой заушный мощный в количестве 2 шт., сроком обеспечения бессрочно.

Для приобретения средства реабилитации Климов А.Н. обратился к ИП Жиганову С.О. Согласно товарному чеку от <дата> Климов А.Н. приобрел за свой счет слуховой аппарат, цифровой, заушный, мощный, программируемый Исток-А. С. М ВТЕ в количестве 2 шт. у ИП Жиганова С.О. на общую сумму 57000 руб.

<дата> Климов А.Н. обратился в Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре через филиал АУ «Многофункциональный центр Югры» в г. Нижневартовске за компенсацией расходов в связи с приобретением слуховых аппаратов самостоятельно за счет собственных средств.

На основании приказа ответчика от <дата>, оплата расходов истца на приобретение технических средств реабилитации произведена частично <дата> на сумму 33546,66 руб., исходя из стоимости слухового аппарата цифрового заушного мощного (за 1 шт.), указанной в приложении к государственному контракту , заключенному ответчиком <дата> с ООО «СМИЛТА», имеющего следующие технические характеристики: слуховой аппарат цифровой заушный мощный, наименование модели «С.».

Обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, истец указывает, что выплата компенсации расходов по приобретению технического средства реабилитации в сумме 33546,66 руб. произведена ответчиком с нарушением требований федерального законодательства. Полагает, что отказа в компенсации понесенных расходов на приобретение слухового аппарата цифрового заушного мощного в размере 23453,34 руб. является необоснованным, чем нарушает его права на гарантированную государством компенсацию понесенных гражданином расходов на приобретение средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.

Материалами дела установлено, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре <дата> произвело Климову А.Н. выплату компенсации за самостоятельное приобретение средства реабилитации в размере 33546,66 (платежное поручение от <дата>).

<дата> между государственным учреждение – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и ООО «СМИЛТА» был заключен государственный контракт на поставку инвалидам цифровых слуховых аппаратов различной модификации и ушных вкладышей в 2022 году, в соответствии с которым ООО «СМИЛТА» обязалось осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: цифровые слуховые аппараты различной модификации и ушных вкладышей, предусмотренных техническим заданием (Приложение к Контракту) и спецификацией (приложение к Контракту), в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в соответствии с календарным планом (приложение к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями».

Приложением к государственному контракту от <дата> предусмотрен слуховой аппарат цифровой заушный мощный «С. Р» в количестве 270 штук по цене за единицу в размере 16773,33 руб.

Материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривалось, что государственный контракт от <дата> исполнен в полном объеме, в связи с чем процедура осуществления закупки технических средств реабилитации, предусмотренных данным контрактом, завершена.

Вышеуказанный государственный контракт является последней завершенной процедурой закупки слуховых аппаратов, обязательства по которому были исполнены в полном объеме компенсация расходов.

Как следует из материалов дела, оплата расходов на приобретение технического средства реабилитации была произведена Климову А.Н. исходя из стоимости слухового аппарата заушного мощного, модели «С. Р», указанного в приложении государственному контракту от <дата> в размере 16773,33 руб. за 1 штуку.

Таким образом, судом установлено, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре произвело Климову А.Н. компенсацию расходов на приобретение технического средства реабилитации – слухового аппарата цифрового заушного мощного в количестве 2 штук в размере, определенном по результатам последней осуществленной закупки технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом от <дата> в полном объеме в размере 33546,66 руб. (16773,33*2), в связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов на приобретение технического средства реабилитации и в иске надлежит отказать.

Поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, не подлежат удовлетворению и производное требование о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Нижневартовска, действующего в защиту интересов Климова А. Н., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании расходов на приобретение технического средства реабилитации, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Председательствующий судья                     А.Е. Школьников

2-4208/2023 ~ М-3018/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Нижневартовска, в интересах Климова Анатолия Николаевича
Климов Анатолий Николаевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Школьников А.Е.
Дело на странице суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2023Подготовка дела (собеседование)
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее