Дело № 2-938/2022
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Палатка
Магаданская область 07 октября 2022 года
Хасынский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Комарова О.Н.
при секретаре Гривковой Ю.В.,
с участием истца - старшего помощника прокурора Хасынского района Грудевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по иску прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского городского округа (далее МУП «Комэнерго») с иском об обязании совершить определенные действия.
Требования истец мотивировал тем, что прокуратурой района по результатам проведенной проверки в марте 2021 года установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами МАГ 03971, МАГ 03970, МАГ 04230, МАГ 04248 МУП «Комэнерго» осуществляет эксплуатацию скважин для добычи подземных вод. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МУП «Комэнерго» является производство, передача и распределение пара горячей воды; кондиционирование воздуха (код 42.11 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2). Дополнительными видами деятельности МУП «Комэнерго» является забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод (коды 36.00, 37.00 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2). В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства рабочая программа производственного контроля качества воды МУП «Комэнерго» утверждена директором учреждения более 5 лет назад, согласована с руководителем территориального отдела Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации предоставленной территориальным отделом Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «Комэнерго» в территориальный отдел в целях согласования новой программы производственного контроля качества воды не обращалось. Таким образом, МУП «Комэнерго» в нарушение требований п. 77 раздела IV СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 5 Постановления Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № программа производственного контроля качества воды действует более 5 лет, новая программа на момент проверки не согласована с территориальным отделом. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором Хасынского района ДД.ММ.ГГГГ представления директору МУП «Комэнерго», которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По результатам проведенной повторной проверки в июне 2022 года установлено, что МУП «Комэнерго» меры по разработке, утверждению и согласованию новой программы не приняты. Выявленные нарушения явились основанием для внесения прокурором Хасынского района ДД.ММ.ГГГГ представления директору МУП «Комэнерго», однако действенных мер, направленных на устранение нарушений законодательства, не принято. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, МУП «Комэнерго» в нарушение норм законодательства не приняты меры по разработке и согласованию программы производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Просил возложить на МУП «Комэнерго» обязанность по разработке и согласованию программы производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека (Роспотребнадзор) в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Хасынском районе, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа.
Прокурор в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, обосновав доводами, изложенными в иске. Указал, что ко дню рассмотрения дела требования прокурора ответчиком не исполнены.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Хасынском районе в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил в суд отзыв, в котором указал, что исковые ребования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
На основании ч.ч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Санитарно - эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению устанавливаются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон 52-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг; производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом; лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Требования к осуществлению производственного контроля установлены Федеральным законом от 07.11.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Как указано в пунктах 4, 5, 16, 27 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ, водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Исходя из положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 416-ФЗ, по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета
В порядке части 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Согласно пунктам 2, 5 и 6 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение; программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды. Порядок осуществления производственного контроля качества горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность постоянно обеспечивать соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети, в соответствие с рабочей программой, все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
В пунктах 75, 84 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с п. 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление).
Согласно п. 5 Постановления производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
В судебном заседании установлено, что МУП «Комэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением <данные изъяты>. Основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (код по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). К дополнительным видам деятельности отнесены забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод (коды 36.00, 37.00 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района директору МУП «Комэнерго» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны вод, в котором указано, что в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства рабочая программа производственного контроля качества воды МУП «Комэнерго» утверждена директором учреждения более 5 лет назад, согласована с руководителем территориального отдела Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе ДД.ММ.ГГГГ. По информации, предоставленной территориальным отделом Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «Комэнерго» в территориальный отдел в целях согласования новой программы производственного контроля качества воды не обращалось. Производственная программа действует более 5 лет, новая программа на момент проверки не согласована с территориальным отделом. Предлагалось в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, к ответственности, о результатах принятых мер сообщить прокурору района.
Согласно представленного МУП «Комэнерго» ответа от ДД.ММ.ГГГГ, предприятием разработаны программы производственного контроля качества воды на период 2021-2024 г.г., указанные программы направлены в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора для согласования. Лицо, виновное в допущенных нарушениях, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Однако территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе принято решение об отказе в согласовании рабочей программы производственного контроля питьевой воды п. палатка на 2011-2024 г.г. В уведомлении, направленном ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Комэнерго» предлагалось доработать программу производственного контроля с учетом требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представить программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Комэнерго» начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе направлено уведомление, в котором указывалось на необходимость разработать рабочую программу производственного контроля качества воды на 2021-2025 г.г. и направить ее для согласования в территориальный отдел.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной старшим помощником прокурора Хасынского района в присутствии начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе, МУП «Комэнерго» меры по разработке, утверждению и согласованию новой программы не приняты.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района директору МУП «Комэнерго» внесено представление с требованием в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин условий, им способствующих. О результатах принятых мер сообщить прокурору. Действенных мер, направленных на устранение нарушений законодательства, не принято.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания МУП «Комэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «Комэнерго» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе направлено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе, направить на согласование программу производственного контроля качества воды разработанную на период 2022-2026 годы в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе.
Однако до настоящего времени МУП «Комэнерго» не выполнила требования, указанные как в представлении прокурора района, так и в предостережение территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Хасынском районе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУП «Комэнерго» не принимает должных мер по разработке и согласованию программы производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что в свою очередь ставит под угрозу права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» Хасынского района о возложении обязанности по разработке и согласованию программы производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, а иск прокурором был подан в интересах неопределенного круга лиц, то на основании п.п.3 п.1 ст.333.19 и ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход бюджета МО «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 13 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░