Копия дело №2-434/2024
УИД: 24RS0048-01-2023-000551-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Фелипас С.А.,
с участием представителя истца – Гоффмана В.В., доверенность от 22.02.2023г.,
представителя ответчика – Чернявской Л.А., доверенность от 27.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Южакова Сергея Викторовича к ОСФР по Красноярскому краю, ООО «Эколог 1» о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Южаков С.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю, ООО «Эколог 1» о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ, назначить досрочную страховую пенсию по старости. Требования мотивированы тем, что решением ОПФР по Красноярскому краю от 31.03.2022г. №№ Южакову С.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом ОПФР по Красноярскому краю от 31.03.2023г. в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включен период работы истца с 01.01.2009г. по 07.07.2012г. в ООО «Эколог 1». Просит суд возложить на ООО «Эколог 1» обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2009г. по 07.07.2012г., возложить на ОСФР по Красноярскому краю обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.01.2009г. по 07.07.2012г. в должности электрогазосварщика в ООО «Эколог 1», назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30.03.2022г.
Истец – Южаков С.В. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, доверил представление своих интересов Гоффману В.В.
Представитель истца – Гоффман В.В., действующий на основании доверенности от 22.02.2023г., в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – Чернявская Л.А., действующая по доверенности от 27.12.2023г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что периоды работы Южаков С.В. с 11.01.2009г. по 06.07.2012г. включен в стаж работы истца как работа в Районах Крайнего Севера, при этом отсутствуют сведения, подтверждающие занятость истца на соответствующих видах работ в течение полного рабочего дня. В выписке из ИЛС указанные периоды отражены без соответствующего кода льготы. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика - ООО «Эколог 1» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее генеральный директор ООО «Эколог 1» Ахмедов А.Р. представил отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду отсутствия подтверждающих документов и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, с учетом заявления генерального директора ООО «Эколог 1», мнения представителей истца и ответчика ОСФР по Красноярскому краю, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г., при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.1).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч.2).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 № 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлялось электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, полный рабочий день (Раздел 33 Общие профессии; позиция 23200000-19756).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда право на такую пенсию имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Таким образом, при определении права Южакова С.В. на льготную пенсию, подлежит установлению факт работы истца в должности электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности и факт постоянной занятости истца на указанных работах в течение полного рабочего дня.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно абз. 4 ст. 14 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, либо в суд.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Южаков С.В., ДД.ММ.ГГГГ., 18.03.2022г. обратился с заявлением в УПФР в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Красноярскому краю от 31.03.2022г. №№ Южакову С.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в установлении пенсии, в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ – 12 лет 06 месяцев.
Согласно приложению к решению по заявлению от 09.03.2022г. страховой стаж истца на дату обращения составил 35 лет 03 месяца 10 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера составил 19 лет 11 месяцев 17 дней; стаж работы по Списку №2 составил 09 лет 03 месяца 26 дней.
При этом при вынесении решения ОСФР по Красноярскому краю учтены периоды работы истца Южакова С.В. с 11.01.2009г. по 15.02.2010г. как работа работы в районах Крайнего Севера, с 16.02.2010г. по 22.02.2010г. – период получения пособия по государственному социальному страхованию, с 23.02.2010г. по 03.03.2010г. - работа работы в районах Крайнего Севера, с 04.03.2010г. по 12.03.2010г. - период получения пособия по государственному социальному страхованию, с 13.03.2010г. по 11.09.2011г. - работа работы в районах Крайнего Севера, с 16.09.2011г. по 06.07.2012г. - работа работы в районах Крайнего Севера.
Так, согласно трудовой книжки №, выданной на имя Южакова С.В., последний 01.01.2009г. принят на должность электрогазосварщика в ООО «Эколог 1», при этом имеется указание о работе в районе Крайнего Севера, г. Дудинка. Основанием для внесения данной записи в трудовую книжку является приказ №№ от 11.01.2009г. (запись №24).
07.07.2012г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника по п.3 ст.77 ТК РФ. Основанием для внесения данной записи в трудовую книжку является приказ №№ от 06.07.2012г. (запись №25).
Согласно выписки из ЕРГЮЛ в отношении ООО «Эколог 1» (ОГРН №) юридическое лицо зарегистрировано 05.11.2008г., в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ зарегистрирован за №№.
Согласно ответа генерального директора ООО «Эколог 1» (ОГРН №) истец Южаков С.В. работал в обособленном подразделении ООО «Эколог 1» в г.Дудинка Красноярского края в подчинении директора ФИО11 С 2018 года деятельность указанного подразделения не ведется, сотрудники подразделения отсутствуют., в т.ч. руководитель. При увольнении ФИО11 не произвел передачу документов в головное предприятие, в связи с чем вся документация обособленного подразделения ООО «Эколог 1» была утрачена. Вся необходимая отчетность в государственные органы ФНС и ПФР сдавалась в срок и в полном объеме.
Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (раздел «Сведения о страховом стаже») подтверждается, что с 11.01.2009г. по 06.07.2012г. страхователем ООО «Эколог 1» (рег. номер №) представлены сведения о работе Южакова С.В. в спорный период с указанием территориальных условий – РКС (за исключением периодов с 16.02.2010г. по 22.02.2010г., с 04.03.2010г. по 12.03.2010г. – периоды временной нетрудоспособности).
При этом, согласно информации, представленной Управлением назначения, перерасчета пенсий, ЕДВ и других социальных выплат Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №9 по г.Москве и Московской области в адрес ОПФР по Красноярскому краю 03.06.2022г., из кадровых приказов установлено, что Южаков С.В. работал с 11.09.2009г. электрогазосварщиком в обособленном подразделении ООО «Эколог 1» (рег. номер №) (приказ №№ ОТ 11.01.2009г., в трудовой книжке ошибочно указана дата приема 01.01.2009г.), уволен 06.07.2012г. (приказ №№ от 06.07.2012г., в трудовой книжке ошибочно указана дата увольнения 07.07.2012г.). Организацией представлены поименные списки работников за 2009 – 2012гг., в которых имеется указание о работнике Южакове С.В. с кодом территориальных условий труда РКС. Согласно расчетным ведомостям за 2009 – 2012 гг. Южакову С.В. начислялись и уплачивались районный коэффициент и северная надбавка. В период с 12.09.2011г. по 15.09.2011г. предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.
Кроме того, филиалом №9 ОСФР по г. Москве и Московской области представлена информация о том, что имеется наблюдательное дело ООО «Эколог 1» (рег. номер №). Организацией представлялись поименные списки на работников, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» за 2009 – 2012 гг. (в том числе на Южакова С.В.) за период с 11.01.2009г. по 06.07.2012г. с кодом РКС.
Согласно сведениям, предоставленным ОСФР по Республике Татарстан 26.10.2023г., ООО «Эколог 1» (ОГРН №) состоял на учете в качестве плательщика взносов: с 20.09.2001г. по 21.12.2002г. (ликвидация) в Отделении ПФР по Красноярскому краю; с 30.01.2003г. по 23.09.2010г. (перерегистрация) в отделении ПФР по г. Москве и Московской области; с 23.09.2010г. по 29.11.2010г. (перерегистрация) в Отделении ПФР по Красноярскому краю; с 29.11.2010г. по 18.07.2017г. (ликвидация) в Отделении ПФР по Республике Татарстан. В Клиентской службе (на правах отдела) в Вахитовском районе г. Казани Отделение СВФ по Республике Татарстан наблюдательного дела по ООО «Эколог 1» не имеется, как организация, имеющая профессии, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не зарегистрирована.
Оценив представленные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку указанная деятельность по сложности, интенсивности и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию работников в связи с особыми условиями труда, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих трудовую деятельность в особых условиях труда, на досрочное назначение пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Южаковым С.В. не представлены достаточные и достоверные доказательства, подтверждающие характер его работы в период с 01.01.2009г. по 07.07.2012г., вид выполняемой им сварки в данный период, а также полную занятость на работах, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, либо на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в трудовой книжке Южакова С.В. вид сварки не указан, первичных документов, из которых усматривается факт работы Южакова С.В. в течение полного рабочего дня в льготных условиях труда, с учетом вида деятельности работодателя, материалы дела не содержат, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с применением части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих занятость Южакова С.В. в течение полного рабочего дня в оспариваемый истцом период с 01.01.2009г. по 07.07.2012г. в особых условиях труда в должности электрогазосварщика в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Южакова С.В. о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Южакова Сергея Викторовича (СНИЛС: №) к ОСФР по Красноярскому краю (ИНН: №), ООО «Эколог 1» (ИНН: №) о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включить периоды работы в стаж на соответствующих видах работ, назначить досрочную страховую пенсию по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 17 января 2024 года.
Копия верна.