РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 06 апреля 2022 года
Судья Дзержинского районного суда Красноярского края Бояркина И.И.,
с участием:
представителя лица привлеченного к административной ответственности администрации Дзержинского сельского совета Дзержинского района Красноярского края – Пастушенко С.Ю. действующего на основании доверенности № 1 от 12.01.2021 года,
государственного инспектора БДД ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Дзержинский» Ставер Т.В.,
рассмотрев жалобу Администрации Дзержинского сельского совета Дзержинского района Красноярского края, на постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 18 в Дзержинском районе Красноярского края от 10.12.2021 года о привлечении к административной ответственности Администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края, ОГРН …, ИНН …, юридический адрес: с. Д… ул. Л… д. …, Дзержинского района Красноярского края, подвергнутого наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 18 в Дзержинском районе Красноярского края от 10.12.2021 года администрация Дзержинского сельского совета Дзержинского района Красноярского края, признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.28 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением администрация Дзержинского сельского совета обратилось в Дзержинский районный суд Красноярского края с жалобой на постановление суда, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, свои требования мотивирует тем, что в действиях администрации Дзержинского сельсовета отсутствует состав административного правонарушения, поскольку предписание № 12 от 20.02.2021 года является незаконным в виду того, что выдано неуполномоченным на то лицом. В данном предписании указано, что оно выдано врио государственным инспектором безопасности дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Дзержинский» …, тогда как на основании п.п. 87.3 п. 87 Административного регламента утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 380, исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, должно выдаваться главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения;
Нарушена процедура вынесения предписания, а именно: в ч.3 ст. 30 Закона о безопасности дорожного движения указано, что к отношениям связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исходя из системного анализа положений ч.3 ст. 30 Закона о безопасности дорожного движения, п.1 ч.1 ст. 8.3, п.2 ч.2 ст. 10, п.1 ч.1 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, следует, что предписание об устранении выявленных нарушений требований в области безопасности дорожного движения может выдано только по результатам плановой или внеплановой проверки, тогда как в данном случае предписание № 12 от 20.02.2021 было выдано по результатам «повседневного надзора». Данный вид контрольного мероприятия законодательством не предусмотрен.
Приказ о проведении проверки не издавался, проверка в установленном порядке не проводилась, таким образом, нарушен порядок выдачи предписания. С учетом изложенного в данном случае отсутствует объективная сторона правонарушения.
Кроме того, считает предписание № 12 от 20.02.2021 года незаконным, так как из него невозможно установить какие элементы обустройства дороги (тротуар или пешеходные дорожки) следует установить и какого типа.
В судебном заседании представитель администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края – Пастушенко С.Ю. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Дзержинский» Ставер Т.В. с доводами жалобы не согласилась, просила отказать в удовлетворении жалобы. Дополнительно пояснила, что согласно должностной инструкции государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Дзержинский», государственный инспектор в праве выдавать для исполнения юридическими и должностными лицами предписания об устранении нарушений нормативно правовых актов в области ОБДД при содержании автомобильных дорог, а в случае неисполнения таких предписаний, принимать необходимые меры по привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, данные положения также содержатся в Положении о Государственной инспекции БДД МВД РФ от 15.06.1998 года. Кроме того, проверка по факту исполнения предписания № 12 от 20.02.2021 года проводилась на основании распоряжения от 06.10.2021 года № 6896 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица. Согласно предписания № 12 от 20.02.2021 года, было необходимо обустроить тротуары (пешеходные дорожки) на ул. К…, с. Д….
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, обстоятельствами, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении наряду с такими как наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, иные обстоятельства, являются и виновность лица в совершении такого правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых, находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с частью 28 статьи 19.5 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 20.02.2021 администрации Дзержинского сельсовета, ОГИБДД МО МВД России «Дзержинский» выдано предписание № 12, согласно которому в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 необходимо в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроить тротуар (пешеходную дорожку) для движения пешеходов по адресу с. Д…, ул. К…, по сроку исполнения 04.10.2021 года.
Предписание № 12 от 20.02.2021 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения получено юридическим лицом заблаговременно, имелось достаточно времени для выполнения предписания и устранения выявленных нарушений. В установленный срок законное предписание должностного лица ГИБДД об устранении нарушений не исполнено, что установлено 12 октября 2021 года в ходе обследования эксплуатационного состояния указанного участка автомобильной дороги.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 22 октября 2021 года должностным лицом государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Дзержинский» Ставер Т.В. в отношении администрации Дзержинского сельсовета протокола об административном правонарушении, предусмотренном части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Уставу Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края, утвержденного решением Дзержинского сельского Совета депутатов от 29.12.1997 года № 4-14Р, к вопросам местного значения относится – дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 15 ст.7).
Требования к обустройству тротуаров и пешеходных дорожек, предусмотрены п.4.5.1. ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. № 270-ст.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Обсуждая вопрос о законности предписания, выданного органом государственного надзора, суд приходит к следующему.
Исходя из диспозиции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Согласно пунктам 11 и 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции, к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог; Государственным инспекторам, для выполнения возложенных на Госинспекцию обязанностей, дано право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Регламент), и согласно пункту 8 которого, предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 9.7 и 73 данного Регламента, сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; в предписании обязательно указывается срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца). Аналогичные положения прописаны в должностной инструкции государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Дзержинский».
Таким образом, законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор сомнений не вызывает. При этом проверка исполнения предписания № 12 от 20.02.2021 года, проводилась на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 06.10.2021 года № 6896, что подтверждается материалами дела.
Как следует из требований п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Согласно п. 5, 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств, автомобильных дорог согласно приложению.
Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации: в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления. При этом суд учитывает, что требования п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 распространяются на дороги всех категорий с твердым покрытием, к которым также относится автомобильная дорога ул. К… с. Д… Д… района Красноярского края.
Ранее постановлением по делу об административном правонарушении от 28.06.2021 года администрация Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края привлекалась к административной ответственности по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 21.07.2021 года. Годичный срок со дня исполнения указанного постановления не истек. Следовательно, доводы администрации об отсутствии признака повторности, основаны на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для вынесения законного и обоснованного решения необходимо, чтобы совокупность имеющихся в материалах дела доказательств была достаточна для подтверждения юридически значимых обстоятельств. Нарушения указанного принципа мировым судом не допущено.
Вина администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края подтверждается материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, предписанием, фототаблицами, распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, уведомлением, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, информационной картой администрации Дзержинского сельсовета, копией постановления, иными материалами дела.
В исследованных материалах дела суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений норм КоАП РФ, влекущих признание недопустимыми собранных по делу доказательств, как не усматривает и существенных нарушений процессуальных требований.
Суд считает, что вина администрации Дзержинского сельсовета в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ установлена обоснованно, исследованы все обстоятельства дела, им дана верная правовая оценка.
Также суд доводы жалобы администрации Дзержинского сельсовета признает несостоятельными и расценивает, как реализацию законного права на судебную защиту. Его доводы опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела, которые согласуются в своей последовательности и не противоречат друг другу, равно как и обстоятельствам совершенного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что мировым судьей полно и всесторонне были исследованы обстоятельства административного правонарушения, совершенного администрацией Дзержинского сельсовета, ее действия правильно квалифицированы по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ - повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
При определении размера наказания мировым судьей обоснованно учтен характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, применены положения статьи 4.1 КоАП РФ
Учитывая изложенное, суд считает необходимым жалобу администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края оставить без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 18 в Дзержинском районе Красноярского края от 10.12.2021 года, вынесенное в отношении администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу администрации Дзержинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья И.И. Бояркина